К
ОГЛАВЛЕНИЮ--> К
1-Й КНИГЕ--> Ко
2-Й КНИГЕ--> К
3-Й КНИГЕ--> К
5-Й КНИГЕ-->
Марк Манилий
АСТРОНОМИКА
Книга 4
Зачем проводим мы жизнь в волнениях,
муках страхов и пустых вожделений, преждевременно старясь от беспрерывных
тревог, сокращая свои дни попытками их продлить; наши желания не
знают предела и их исполнение не приносит удовлетворения; мы лишь
стремимся жить, но не живем. Мы обедняем себя желанием иметь больше,
чем имеем, не радуясь тому, что у нас есть, но сожалея о том, чего
у нас нет.
Хотя природа наша требует малого,
мы все увеличиваем высоту, с которой нам предстоит упасть, обращаем
наши приобретения в роскошь и страх ее лишится и наибольшую ценность
имущества видим в возможности его растранжирить.
Снимите тяжесть с души, о люди,
избавьте себя от пустых вожделений, свою жизнь - от забот! Миром
правит Судьба, законы ее незыблемы, ход событий предопределен на
долгие времена, рожденные - смертны, начало решает исход. Судьба
- источник богатств и власти и более частой бедности, характеров
и способностей людей, их пороков и достоинств, потерь и обретений.
Нельзя иметь то, в чем она отказала, то, что дала, - неотъемлемо.
Невозможно ни поторопить, ни отвратить судьбу мольбами; каждый получает
свое.
Ибо, если бы закон Судьбы не
правил миром, отступил бы огонь перед Энеем, Троя, спасенная благодаря
спасению одного мужа, возродилась бы в самый день своей гибели?
(1) Вскормила бы обреченных братьев (2)
волчица Марса, вырос бы Рим из хижин, привели бы пастухи грома Юпитера
на склон Капитолия (3), был бы мир побежден испытавшими
поражение? Погасил бы Муций (4) огонь своей кровью,
вернулся бы победителем в город? Закрыл бы одноглазый Гораций (5)
мост город от врагов, разорвала бы дева договор (6),
подчинились бы три брата (7) достоинствам одного?
Не армия одержала великую победу:
участь Рима решил один воин (8), хотя судьбой назначено
Риму править миром. Говорить ли о Каннах (9), оружии
врага у стен Города, бегстве Варра, и промедлении Фабия (10)
после твоего озера, Тразимена (11); познав победу,
стены Карфагена склонились под ярмом победителей, Ганнибал, решив,
что попал в наши тенета, искупил бесславной гибелью гибель своего
племени (12).
Прибавь битвы в Лации (13),
войну римлян друг с другом, кимвров (14), плененных
Марием, Мария, плененного в темнице. Столько раз бывший консулом,
переживший падение, равное падению Ливии (15)
из руин Карфагена, он восстал на завоевание Города.
Ты, великий (16), победивший
Митридата, отвоевавший моря, трижды удостоенный триумфа за победу
над миром, могущий сравниться с другим Величайшим (17), кто мог
поверить, что ты погибнешь бесславно у берегов Нила и погребальным
костром твоим станет корма разбившегося корабля?
В чьей, как не Бога, Судьбы
власти свершать подобные перемены?
Ты, рожденный небом и на небо
вернувшийся, победивший в гражданских войнах и, облачившись в тогу,
правивший по созданным тобой справедливым законам, - ты не мог избежать
столько раз предсказанного удара: на глазах всего Сената, в правой
руке сжимая список имен, ты кровью своей доказал могущество рока
(18).
Зачем перечислять поверженные
города, низвергнутых царей, Креса (19) на погребальном
костре, лежащее на берегу тело Приама, лишенного права даже сгореть
в родной Трое? Говорить ли о Ксерксе (20), испытавшем
крушение, более страшное, чем можно испытать на море? Или о нем,
рожденном пленницей и ставшим царем Рима (21);
об огнях, вырванных из огня (22); о пламени, пожиравшем
храм, но отступившем перед воином?
Как часто захватывает смерть
молодое здоровое тело, как часто избегает других по воле звезд!
Иные возвращались из могил и обретали вторую жизнь, иные едва имели
одну. Легкий недуг убивает, тяжкий проходит; искусство отступает,
опыт бессилен, забота вредит, пренебрежение способствует выздоровлению;
яства вредят, яды оберегают.
Одни позорят предков, другие
возвышают своим гением свой род; одни разоряют, другие обогащают
семьи. Один, горя любовью, смог победить море и погубить Трою (23),
чело другого склонилось над составлением законов.
Дети губят родителей, родители
- детей, братья вооружаются для братоубийственной войны. Но это
не человеческая война: Судьба заставляет людей сражаться и калечить
друг друга. Не всякая звезда рождает Дециев (24),
не всякое время - Камилла (25), или непобежденный
поражением ум Катона (26), для этого есть материал,
но не дозволение закона.
Как бедность не сокращает жизнь,
так богатство не сделает ее слишком долгой; Судьба уносит тело из
парадного зала, бросает на погребальный костер, сводит в могилу
знатнейших.
Вот царь, правящий царями! (27)
Бывает, что добродетель бедствует, а порок торжествует, дурной совет
принимается, предусмотрительность проигрывает; Судьба не изучает
дел, не оценивает достоинств, но идет своим путем, ни для чего не
делая исключения.
Значит, есть другой, величайший,
нас ведущий и правящий нами, дающий людям свои законы, распределяющий
между рождающимися по своей воле годы и превратности жизни. Часто
звериное тело смешано с человеческим, но это не свойство семени:
что общего имеет наша человеческая природа со звериной? Когда греховное
зачатье каралось рождением чудовища?
Звезды меняют формы, небо смешивает
черты. Если нет Судьбы, как поддерживается порядок и почему события
происходят в назначенный момент? Все это сказано не затем, чтоб
оправдать зло и лишить добродетель наград, которых она достойна.
Мы не меньше ненавидим ядовитые травы потому, что убийственна их
природа, а не воля, не меньше любим сладкие блюда за то, что сладость
дают им плоды, из которых они приготовлены, а не их желания.
Так и человеческие достоинства
тем славнее, чем больше должно благодарить за них небо, а пороки
тем ненавистнее, ибо с ними люди родятся. Злодеяние, где бы ни совершилось
оно, есть злодеяние. Такое понимание Судьбы также дано мне Судьбою.
Теперь я опишу по порядку характеры,
склонности, знания и способности, даваемые людям созвездиями.
Богатый шелковистым руном Овен,
лишенный его, всегда надеется обрести новое; после крушения он поднимается
к новым благам, чтобы снова пасть, и снова произносит обеты; людям
он отдаст то, что имеет, и многим, связанным с шерстью, одарит своих
детей: умением обработать сырую шерсть, прясть тонкую нить, создавать
ткани, шить и дорого продавать разные одежды, без которых не могут
обойтись люди, не говоря о любителях роскоши.
Так почтенно это искусство,
что его сочла достойным своих рук сама Паллада, гордившаяся победой
над Арахной (28). Это и похожие таланты даст Овен своим детям, и
вечные сомнения в трепетном сердце, и вечное желание продать то,
чем они обладают.
Телец даст земле простодушных
пахарей, им самим - мирный труд. Им не нужно будет иной награды,
кроме плодородия земли. Так он сам склоняет среди звезд свою шею,
словно просит о ярме для плеч своих. Принося шар Феба на рогах,
он объявляет начало битвы с землей, сам возглавляет ее, заставляет
иссохшую почву стать плодородной как прежде и не приляжет на борозде
и не позволит своей груди отдохнуть в пыли.
Он взрастил (29) Серрана и Курия
(30), пронес через поля знак консульской власти, привел диктатора
от плуга к боевому коню (31). Его дети рады тайной любви; их мысли
и тела медлительны, тяжеловесны и здоровы, в их душе живет дитя
- Купидон.
Не так тяжек труд Близнецов,
нежнее их жизнь, наполненная сладкими звуками флейт и струн и словами,
созвучными музыке. Сам труд для них в радость. Зов оружия и военных
труб им ничто, как и печальная старость. Они полны беззаботности
и вечно юной любви. Они открывают дороги в небо, рисуют мерами и
числами картину мира, обгоняя звезды. Природа уступает их многогранным
талантам.
Рак сверкает у пика мира, который
Солнце огибает в вершине своего пути, владеет сочленением неба и
изломом света. Сильный духом, не склонный к трудам и ремеслам, он
оделяет жаждой и умением получать прибыль: продавать в городах иноземные
товары, сбыть по высокой цене хороший урожай, дорого продавать по
всему миру во всем мире изготовленные вещи, связать торговыми узами
неведомые друг другу страны, искать под новым солнцем новую добычу,
из высоких цен быстро составить богатство, жаждущим лености или
развлечений продать услады разных времен года, торгуя, словно Юпитер,
временем. Острый ум детей Рака направлен на выгоду.
Кто усомнится в характере огромного
Льва и умениях тех, кто рожден под его звездой? Они всегда готовы
к новым битвам, новым схваткам с хищниками, живут охотой и звероловством.
Они рады украсить свои дома великолепными шкурами, выставить у дверей
плененных животных; они несут в леса ужасную тишину и живут добычей.
Их дух безудержен: они гордо пройдут по центру города с караваном
зверей, повесят отрубленные лапы у входа в таверну, сочтут схватку
роскошью, убийство - выгодой. Но сила их души и мудрое слово усмирят
ярость их сердец, столь же пылких, сколь простых и чистых.
Эригона ведет тех, чей жизненный
путь она определяет, дорогой познания (32); она
дает им мудрую душу и ум, открытый искусствам, склонный не столько
к поиску богатства, сколько к познанию сути вещей. Она награждает
даром красноречия, дает власть над звуками и умственный взор, способный
проникать в скрытый смысл творений природы. Быстрой рукой они пишут
знаки, равные словам, опережая речь оратора, и создают новые кратчайшие
изображения слов (33).
Но (добро и зло неразлучны)
стыдливость в юные года сдержит, стеснит могучую натуру: Деве свойственно
опасаться препятствий и авторитетов. Рожденные под этими звездами
будут бесплодны, что присуще Деве.
Клешни, равняя ночь, приносят
вновь, после года ожидания, спелые дары Вакха и учат своих детей
производить измерения любого свойства; равняясь искусством с Паламедом
(34), они составляют вещам числа, числам - названия,
верными знаками записывают точные меры; они наново запишут таблицы
законов и установленное право, легко изображая знаками мудрые слова;
они знают, что дозволено и какое наказание следует за какой виной
и будут пожизненными преторами (35) своего рода.
Никакие другие звезды не могли
дать жизнь Сервию (36) - справедливому реформатору законов. Любое
спорное дело, требующее мудрого арбитра, решат дети Весов.
Вооруженный остроплетным хвостом,
Скорпион, ведя по своим звездам колесницу Феба, взрыхляет землю
и опускает себя в борозду (37). Он рождает души,
жаждущие битв и лагерей Марса; эти кровожадные натуры рады не столько
добыче, сколько сечи. Они и мирное время проводят с оружием в руках:
прорубают просеки и проникают в чащу лесов, сражаются то с людьми,
то с хищными зверями, продают себя для кровавой схватки на арене
(38) и, если нет войны, сами находят себе врагов.
Они любят и военные игры и потехи
(так велика их тяга к битвам), посвящают досуг изучению военного
дела и всех связанных с оружием искусств.
Те, кому выпал жребий родиться
с двутелым Центавром (39), рады подчинить себе мчащуюся колесницу,
заставляя горячих лошадей быть послушными воле узды, следовать за
пасущимися в поле табунами, укротить любого, кто принадлежит к четвероногому
племени: смягчить ярость тигра и свирепого льва, управлять слоном,
заставляя эту громаду быть послушным человеческому слову, так же
как человеческая часть созвездия, возвышенная над звериной, подчиняет
ее себе. И так как Центавр вечно несет острую стрелу на натянутой
тетиве лука, он делает тело сильным, ум острым, движения быстрыми,
а дух несгибаемым.
Веста согревает твои пронизывающие
огни, Козерог (40), и от нее исходят даримые тобой
таланты и свойства: в твоей власти находится все, что требует огня
или разжигания нового пламени. Искать скрытые металлы, вскрывать
рудоносные жилы, верной рукой удвоить ценность их сокровищ - вот
твои искусства, как и производство серебра или золота.
Горны, где плавится раскаленный
металл, литейные формы Цереры (41), где он обретает
облик, - твои дары, как и теплая одежда и другие вещи, прогоняющие
холод, ибо ты всегда служишь зиме, заставляешь отступить достигшую
вершины ночь и, удлиняя свет, даешь рождение году.
Поэтому твои дети беспокойны
и непостоянны; первая часть твоего знака служит греховным радостям
Венеры, вторая, рыбья, обещает спокойную старость.
Тот, кто изливает поток из перевернутой
чаши, также дарует искусства, свойственные ему, юному Водолею: находить
подземные воды и выводить их на поверхность, достигать струями звезд,
наново сработанными ради роскоши берегами дразнить море, создавать
рукотворные озера и потоки, обращать к дому издали текущие реки.
Тысячи под ним обитают дел, связанных с водой; вода заставит двигаться
даже лицо мира и обитель звезд (42); люди приятные,
с мягким характером, беззлобные; легко переносят они невзгоды и
не гонятся за богатством, не нуждаются в нем. Такие свойства изливает
чаша.
Рожденные под знаком Рыб-близнецов
посвятят себя морю, доверят жизнь глубинам, добыв корабли и снаряжение
и все, что нужно мореплавателю. Бесчисленны их умения: едва ли можно
назвать все, что моряк должен знать. Добавь науку кораблевождения,
достигшую звезд, соединившую море и небо, знание морей и портов,
ветров и климата, умение легко владеть рулем, смирить ход корабля,
избегая встречных течений, медленно маневрировать, идя на веслах.
Им нравится бороздить сетями
спокойные воды и выносить на берег плененных жителей глубин, попавших
на крючок с приманкой или в хитро расставленную ловушку, вести бой
на море и во время жаркой морской битвы окрашивать волны кровавым
цветом. Они и их потомки плодовиты, привлекательны и дружелюбны,
их движения грациозны, а жизнь полна перемен.
Таковы характеры и способности,
сообщаемые людях дважды шестью знаками, согласно собственным свойствам
и силе.
Однако ничто не правит само
по себе: знаки смешивают свои силы равными долями, создают мировое
товарищество, соблюдают законы гостеприимства и предоставляют друг
другу части занимаемого ими пространства. Эти части греки называют
"деканы". Название происходит от числа: тридцать частей, из которых
состоят знаки, делятся на три и по десять частей отдается трем объединенным
знакам, так что в каждом знаке сосуществуют три знака.
Так природа окружает себя стеной
мрака, правда скрыта среди тайн и путь к ней извилист; труд не мал,
но небо и не любит поспешности. Одной истине противопоставляется
другая, образы обманчивы, возможности искажаются, дары маскируются.
Проникнуть в эту тьму должно не зрение, но разум, ибо Бог открывается
не на поверхности, но в глубине.
Теперь я расскажу, какой знак
с каким соединен и в каком порядке, дабы не осталось скрытым взаимодействие
их влияний.
Овен свою первую часть оставляет
себе, вторую отдает Тельцу, третью уступает Близнецам. Знак, таким
образом разделенный между тремя владельцами, имеет силу и влияние
всех трех знаков.
У Тельца принцип немного иной,
ибо его части отданы: первая - Раку, средняя - Льву, затем - владению
Эригоны. Но его природа также дает себя знать, смешиваясь с силой
каждого из этих знаков.
Первые десять частей Близнецов
занимают Весы, вторые - Скорпион, третий декан отдан Центавру, имеющему
столько же частей, но уступающему в ранге.
Рак отдает противолежащему Козерогу
дважды пять первых частей, в знак уважения к закону времени, которому
подчиняется сам: он равняет день с зимней ночью, таким же образом
исполняя веление противоположной кардинальной точки; вторую часть
заливают огни Водолея, его сменяют Рыбы, простирая свою власть до
пределов звезд Рака.
Лев, помня закон тригона, вождем
своим избирает Овна; во вторую часть принимает Тельца, связанного
с ним узами квадрата, третью оставляет Близнецам: их достигает его
шестнадцатая линия.
Эригона оказывает особую часть
Раку, давая ему первую из трех своих частей; соседняя достается
соседу - Немейцу (43), третья остается ей самой,
отвергнутая другими.
Весы наслаждаются первенством,
равняя день и ночь и в противоположном сезоне уподобляясь Овну:
он делит сутки на равные части весной, они - осенью, никому не отдают
свою первую часть, вторую - уступая соседу; третья часть Весов принадлежит
Центавру.
Скорпион помещает в первой части
Козерога, второй владеет Юноша, названный в честь воды, третью,
по его воле, занимают Рыбы.
Первую часть знака того, кто
вечно натягивает лук, занимает связанный с ним законом тригона Овен,
среднюю - Телец, высшую - Близнецы.
Козерог не желает быть неблагодарным
и, платя Раку долг, принимает первым его принявшего; следующая часть
- царство Льва, завершающая - Девы.
Вечно изливающий из урны веселые
струи допускает Весы первыми в свои владения; следующую десятичастную
часть захватывает Лев, завершающую часть звезд Юноши удерживает
Центавр.
Остаются близнецы-Рыбы, замыкающие
круг знаков. Первым пускают они Овна использовать их владения, чтобы
ты, Телец, мог получить вторые десять частей; оставшаяся часть остается
им самим: им, стоящим на краю звездного пояса, причитается крайняя
часть знака.
Таким образом, открывается скрытая
сила мира; многими способами многократно повторенные названия разделяют
небо, и чем чаще они повторяются, тем крепче сплачивают его. Да
не обманут твой ум знакомые имена: звезды скрываются от людей, а
не открываются им. Выше стреми проникновенную мысль: ищи иное, вопрошая
об ином, согласно объединенным свойствам; знак, занимающий часть,
рождающуюся вместе с новорожденным, оказывает на него свое влияние,
как и встающий в этот миг знак. Так природа распределила жребий
по деканам. Доказательство тому - различия между рожденными под
одним и тем же знаком.
Среди тысяч пришедших в мир
с тем же знаком есть многие с несхожими склонностями; есть такие,
кто проявляет характер и способности, свойственные иным звездам,
и вместе рождаются люди и животные.
Так как в частях соединены многие
начала, под одним названием проявляются многие законы. Не только
шерсти рад Овен, не только плугу Телец, Близнецы - не только музам.
Рак - не одной торговле; Лев не только охотник, а Дева - наставница,
Весы сильны не в одних измерениях, Скорпиону покорно не только оружие,
не только хищники Центавру, огни Козерогу, а воды Юноше и Рыбам-близнецам
в океане; силы звезд многократно смешаны в их союзах.
Ты скажешь: "Много и кропотливо
заставляешь ты меня трудиться и снова погружаешь мой разум во тьму
в тот момент, когда, казалось, осветились простые принципы".
Чего же ты хочешь? Это Бог. Ты дерзаешь достичь неба, рожденный
Судьбой, хочешь познать ее законы, вобрать в себя Вселенную и овладеть
ею. Награда стоит труда; цель не достигается без усилий. Не удивляйся
же извилистости путей и обилию вопросов. Будь доволен: тебе даны
разум и сила; остальное - да будет наше.
Золота не добыть, не вскопав
горы: массы земли преграждают путь к ее сокровищам. Надо обойти
мир, чтобы найти бесценный камень, жемчуг не добудешь, не овладев
морем. Ежегодно творит молитвы и дает обеты колон (44), и сколько
же милости дает ему за это предательское поле! В поисках выгоды
мы следуем за ветром и Марсом - в поисках добычи. Так мы ценим приходящее
достояние. Роскошь подобна войне: жадный бережет собственную погибель
и, погибая, часто вздыхает расточитель. Что же дать небу? Какова
цена Вселенной? Человек должен отдать себя целиком, чтобы Бог поселился
в нем.
Теперь я скажу о законах, определяющих
характеры рождающихся.
Недостаточно знать десятичастные
владения знаков друг в друге; помни, должно замечать сами части,
замороженные льдами или опаленные огнем, или те, что бесплотны из-за
недостатка или избытка влаги, хотя и менее зловредные. Ибо все силы
смешаны и разного качества восходят звезды.
В мире нет однообразия. Взгляни
на моря и земли и изменчивые течения рек: преступления находятся
где угодно и добродетель соседствует с пороком. Так бесплодная почва
возникает как остров посреди тучных нив, внешне мало от них отличаясь,
но нарушая гармонию природы; то, что было морским портом, становится
огромным болотом и вскоре увядает прославленная краса моря; поток
извивается то среди гор, то средь полей, струится, вперед, огибает
преграды, прокладывая свой путь.
Как знаки противоречат друг
другу и самим себе, так различаются части неба; иногда они теряют
силу и благодатное влияние, все принесенное бесплодным градусом
пропадает или ощущается как добро, сильно испорченное злом. Поэтому
моя песнь обращается к частям знаков.
Кто может по законам стиха описать
все числа, части, суммы, разными способами рисуя сходные вещи? Нестройная
фраза не исказит истинности излагаемого, но ухо отвергает грубый
слог и усилия оказываются напрасными. И я, слагая песнь о законах
судьбы, священных движениях небес, я должен следовать правилу: надо
не приукрашивать, а излагать тему.
Достаточно указать божество;
оно само определит свою власть. Небо столь величественно в своей
красоте, что было бы святотатством пытаться приукрасить его словами.
И все же жалки были бы мои слова, если бы я лишь сказал о том, что
должно быть воспето. Узнай же зловредные части знаков.
Недобры четвертая и шестая части
Овна, как и седьмая и десятая; такова же двенадцатая и те, что насчитывают
дважды семь и дважды девять; добавь к ним двадцать первую, двадцать
пятую и еще двадцать седьмую.
Зло несут девятая часть Тельца,
третья и седьмая после десяти, дважды одиннадцатая и двенадцатая,
дважды десятая и еще дважды третья, та, что лежит за две от тридцатой,
и тридцатая.
В Близнецах болезнетворны первая
и третья части, седьмая не лучше, и столь же вредна трижды пятая;
дважды десятая без одной и с одной добавленной несут зло, как и
двадцать пятая, и через две от нее, и через четыре.
Ни первая, ни третья части Рака
не свободны от зла, ни шестая; восьмая, десятая с одной и трижды
пятая не добрее; седьмая после десяти и двадцатая несут горе и пятая,
седьмая и девятая после двадцатой.
Страшно прикосновение первой
и четвертой твоих частей, Немеец; дважды и трижды пятой небо отказало
в благости, как и двадцать второй; третья от нее несет зло, и та,
что за две до последней, и тридцатая.
Ни первая, ни шестая, ни четвертая,
ни восьмая после десятой части Эригоны не несут добра; бойся следующей
за двадцатой и двадцать четвертой, и тридцатой, закрывающей знак.
Бесполезны пятая и седьмая части
Клешней, третья после одиннадцатой, седьмая, соединенная с десятой,
двадцать четвертая и двадцать седьмая, двадцать девятая и тридцатая,
закрывающие знак.
В Скорпионе преступны первая
и третья части, шестая, десятая, трижды пятая, дважды одиннадцатая
и пятнадцатая, двадцать пятая, двадцать восьмая и двадцать девятая.
Если судьба тебе изменит, не
выбирай четвертую часть Центавра, избегай восьмой, дважды шестой
и дважды восьмой; дважды десятая наполняет воздух тревогой, как
и дважды двенадцатая, и дважды тринадцатая, и четырежды седьмая,
и тридцатая.
Нежелательна седьмая часть Козерога;
девятая такова же, как третья после десятой и недосчитывающие трех
до двадцатой и одного, и превосходящие двадцатую на пять и на семь.
Греховна первая часть вечно
льющего воду Водолея; прокляты первая после десятой, третья, пятая
и девятая, первая после двадцати, двадцать пятая, и, на четыре ее
превосходящая, двадцать девятая.
Страшны третья, пятая, седьмая
части Рыб, а также одиннадцатая и семнадцатая; бойся также пять
раз повторенной пятой и той, что на два превышает ее число.
Вот части, которые делают бесплодными
холод или огонь, или сухость или излишняя влага, если быстрый Марс
метнет в них пламя, Сатурн обдаст морозным холодом, Феба наполнит
росой или Феб иссушит.
Да не остановишься ты только
на знании внушающих беспокойство частей знаков; есть такие, чье
влияние меняется со временем: на восходе они обретают особую силу,
затем теряют ее.
Так, когда Овен, вставая из
волн, являет изогнутую шею прежде, чем рога, он дает жизнь сердцам,
никогда не довольным тем, что они имеют, вечно жаждущим новой добычи:
таковы их дерзания. Так он сам нападает, пригнув рога и либо погибает,
либо побеждает. Жизнь в спокойных местах среди мирных радостей не
по ним: они вечно странствуют по незнакомым городам, пересекают
неведомые моря; они - гости мира, чему порука - сам Овен, однажды
он пересек стеклянное море (45), окрасив его золотом,
и на своей спине доставил лишившегося сестры Фрикса на берега Фасиса
(46) и в Колхиду.
Рожденные с рождением первых
звезд Тельца будут женственны. Причину не надо искать долго, если
богами позволено искать причину велений природы: Телец встает задом
наперед и приводит легкое звездное облако божественных дев Плеяд.
Его дети также одарены любовью к земле и рады переворачивать плугом
почву полей.
Когда равные части Близнецов
находятся над океаном, то в его волнах рождаются люди, склонные
к наукам и умелые в искусствах. Их сердца полны не мрачности, а
сладкого очарования, голоса красивы. Они извлекают нежнейшие звуки
из цитры, и в их песне звучит их душа.
Когда встает часть Рака, затемненная
черной тучей (47), словно огни его истощены Фебом,
звезды обессилены и омрачены, рожденные в этот момент лишены будут
света и осуждены на двойную погибель: сами они себя похоронят при
жизни.
Родившиеся тогда, когда Лев
целиком встает над гребнями волн и возносит в небо огромную пасть,
виновные перед предками и потомками, живя лишь для себя, не оставят
в наследство созданного ими, но поглотят то, что им оставлено. Такой
голод, такая жажда пищи жестоко правит их духом, что никогда не
могут они удовлетворится и готовы растратить даже свой погребальный
обряд и могилу.
Встает Эригона, справедливо
правившая в давние века и бежавшая от греховности мира, и оделяет
своих детей высшей силой и высшим положением, давая правителям законы
и святое право и божественное целомудрие, почитаемое в храмах богов
(48).
Когда вместе с осенью в небо
восходят Клешни, благословен родившийся под коромыслом Весов! Как
судья он будет решать в пользу жизни или казни, подчинит мир власти
своих законов. Города и царства будут трепетать перед ним, и после
земного они будут творить небесное право.
Рожденный тогда, когда Скорпион
поднимает звезды, отмечающие край его хвоста, наполнит мир городами;
плугом, запряженным парой быков, он очертит пределы будущих стен
(49) или станет превращать города в поля, разрушая
их до основания, так что зерно будет зреть там, где стояли дома.
Таковы их назначение и сила.
Когда поднимается верхний край
одежды Стрельца, родятся люди, отдающие свои светлые души войне;
лук будет вести великих вождей к великим победам, великим триумфам
перед лицом родного города. Они будут разрушать и возводить города.
Но слишком благосклонная к ним Фортуна начинает испытывать зависть
и оставляет ужасные отметины на их челе. Так победивший в страшных
битвах при Требии, Каннах и Озере еще до своего поражения заплатил
за эти победы ужасную цену (50).
Острый конец хвоста Козерога
обрекает на морские сражения и кораблевождения - дела суровые, всегда
грозящие гибелью.
Если ты встретишь человека добродетельного,
благочестивого, чистого, будь уверен, что он рожден был с первыми
звездами Водолея.
Дабы не осталось скрытым, какие
души рождает начало Рыб: оттуда исходит злобная болтовня, ядовитые
языки, всегда готовые сообщить новому слушателю дурное, виновные
перед народом в том, что всегда стремятся обвинить народ в двуязычии.
Рожденные этими звездами не внушат и не заслужат никакого доверия,
а их вожделения заставят их, воспламенив их души, пройти сквозь
огонь. Превратившись в рыбу, Цетерея плыла в глубоких водах Вавилона
(51), спасаясь от змееногого крылатого Тифона,
и потому одарила чешуйчатых Рыб своим огнем. Рожденные под двойными
Рыбами будут не одиноки: они станут либо братьями, либо нежными
сестрами, либо матерями близнецов.
Теперь, чтобы мой рассказ был
полон, узнай, какие звезды над какими властвуют землями. Но сначала
я кратко опишу их все.
Мир разделен, как и небо, на
четыре части: рождение и угасание дня, полуденный жар и ты, Гелика
(52). Из этих четырех мест происходят четыре ветра,
ведущие друг с другом войну в пустоте неба.
С полюса дует суровый борей,
с востока - эвр, с полудня - австр и от заката солнца - зефир. Между
ними с каждой стороны рождаются еще по два ветра похожие свойствами,
но называемые по-разному.
Земная твердь плывет, увенчанная
короной океана (53), окружающего своими водами
лежащий посередине круглый мир и с запада проникающий в глубь его
(54), оставляя справа Нумидию (55)
и жаркую Ливию, башни когда-то великого Карфагена, заставляет берега
отступить у мелкого извилистого Сирта и снова устремиться прямо
к Нилу.
Слева волны бьют о берега жителей
Испании, твои, Галлия, теснящиеся рядом земли и города Италии, тянущейся
вправо, в морскую даль до твоих собак, Сцилла, и жадной Харибды
(56). Вырвавшись из узкого пролива, воды разливаются
широким Ионическим морем, как и раньше поворачивают налево, окружают
Италию, сменив имя, становятся Адриатикой и вбирают волны Эридана
(57).
Море удерживает от войн Иллирию,
омывает Эпир (58) и славный Коринф (59),
огибает пределы Пелопоннеса. Продолжая свой путь налево, оно широким
потоком льется вдоль берегов Фессалии и полей Ахеи. Оттуда глубокий
пролив, носящий имя утонувшей девы и юноши, через узкую горловину
вливается в Понт Эвксинский и соединенный с ним Меотис (60),
питаемый его водами.
Когда, призванный обратно, моряк
через узкий пролив снова выйдет в волны Геллеспонта, пересекая затем
Икарийское и Эгейское моря, он с удивлением будет взирать на лежащие
слева земли славных народов Азии, полные памятников великих битв,
многочисленных жителей вздымающегося над волнами Тавра (61),
народы Киликии (62) и опаленной зноем Сирии, земли,
создавшие огромный залив (63), убегая от моря;
и снова извив берегов вернет воды к Египту и путь их завершится
у устья Нила.
Так окружает береговая линия
море, лежащее среди земель, которые оно соединяет.
Тысячи островов разбросаны среди
вод. В Ливийском море - Сардиния, имеющая форму стопы; Тринакрия
(64), едва отделенная от Италии; Эвбея (65),
на чьи горы с удивлением смотрит Греция; Крит, родина Юпитера, купается
в водах Эгейского моря; о Кипр бьются воды рек Египта.
Кроме этих, наиболее славных,
другие также выходят из моря: неравные Киклады (66),
Делос, Родос, Авлида, Тенедос; Корсика соседствует с берегами Сардинии;
первыми побеждают вступивших в пределы земли океан Эбуз (67)
и Болерские поля; и еще множество островков и скал тянется ввысь.
Не в одном месте море открыло
себе путь в глубь суши. Всю землю залил бы океан, если бы высокие
горы не защитили ее от потопа. Ибо между севером и сияющим летним
востоком (68) воды океана проникают далеко в пределы
земли по длинному узкому каналу и заливают открытые низины, образуя
Каспийское море, подобное Понту Эвксинскому (69).
И под южным солнцем океан дает
суше две битвы: он заливает поля Персии и, взяв себе имя этой земли,
царствует над ней, вдаваясь глубоко в ее берега. Также и в пределы
яростной Аравии, где производятся из новых корней сладостные благовония,
вторгается море и так берет имя земли, лежащей между этими заливами.
* * *
когда-то Карфаген правил силой
оружия (70); тогда Ганнибал наводнил огнями вершины
Альп, увековечил Требию (71), превратил в кладбище
Канны и наполнил Ливией латинские города. Там много болезней и ужасных
хищников поставила природа на пути будущих завоевателей. Там обитают
змеи, существа, полные страшного яда, несущие гибель всему живому,
- преступное творение природы; себе в наказание эта земля в изобилии
рождает огромных слонов, свирепых львов и уродливых обезьян (что
хуже, чем бесплодие) и простирает свои сухие пески вплоть до владений
египетских земледельцев.
Страна народов Азии богата всем:
золото течет в их реках, драгоценные камни сверкают в морях, леса
выдыхают целебные ароматы; Индия, превосходящая все то, что о ней
известно, Парфия (72) - почти другой мир, уходящие
в небо хребты Тавра - и везде по-разному называющиеся народы.
Скифский Танаис (73),
чьи воды разделяют части мира, Меотийское озеро и горький Эвксин
- такие пределы положила природа мощи Азии.
Остальное принадлежит Европе
- переплыв волны, первым вступил сюда Юпитер, освободив быка от
ноши и необходимости сдерживать страсть (74).
Он дал этим берегам имя девы и так воздвиг памятник своей любви.
Это - страна великих воинов и мудрецов, постигших многие искусства:
цветущие Афины - царство ораторского искусства, Спарта - искушенных
во владении оружием воинов; Фивы славны своими богами, Пелла - великим
сыном своего царского дома (75) и помощью в Троянской
войне, Фессалия (76), могучий Эпир и соседние
берега Иллирии (77) - богатством своей земли;
Фракия (78) - ее поля обрабатывал Марс, Германия,
пораженная, среди своих детей; Галлия, известная богатствами; Испания
- воинской доблестью; и Италия и ее величие - Рим, повелитель мира,
достигший небес.
Таковы имена и пределы стран
и морей, которые Бог поделил между звездами: каждому небесному покровителю
он определил страны, народы, славные города, над которыми эти звезды
имеют особую власть. Так же как человеческое тело поделено между
знаками и они все вместе опекают его целиком и имеют каждый особую
власть над определенным членом (Овен правит головой, Телец - шеей,
Близнецы владеют руками, Рак - грудью, плечи принадлежат тебе, Немеец,
Деве - живот, Весам - поясница, Скорпиону - пах, Стрельцу - бедра,
Козерогу - колени, Водолей защищает голени, Рыбы - стопы), так каждый
знак утверждает свою власть над определенной частью Земли.
За сим разные народы имеют
разный облик, каждый - свои характерные черты и особенности, хотя
все они созданы из той же плоти, и тела их устроены одинаково.
Дети Германии высоки и светловолосы;
волосы их соседей галлов менее рыжи; испанцам свойственны суровость
и крепость членов.
Отец Города Марс наделил лица
римлян своими чертами, и в союзе с ним Венера снабдила их красивыми,
пропорциональными телами.
Стройные загорелые греки любят
гимнастику и атлетические игры. Волосы детей Сирии вьются на висках,
эфиопы омрачают мир, являя расу черных людей; Индия дает жизнь менее
опаленному солнцем народу, и рожденные заливаемой Нилом землей Египта
более светлы, как и их поля: более мягкий климат смягчает оттенок
кожи. Феб иссушает народы покрытых пылью пустынь песчаной Африки,
мавританцы названы так за цвет их лиц (79).
Добавь различное звучание голосов,
разные языки, характеры и обычаи, свойственные обитателям разных
мест. Добавь разные виды плодов, растущие в разных землях из схожих
семян. Церера дает разным городам разные урожаи, и нигде не подаются
мужам одинаковые бобы. И ты, Вакх, не одинаково одариваешь разные
земли, разный виноград растет на разных холмах; не на всех полях
растет корица.
Везде пасутся стада различных
животных, охотятся различные хищники, и только в двух странах обитают
слоны. Есть столько миров, столько есть частей мира, и каждой дан
сияющий знак, питающий своим влиянием воздух лежащих под ним земель.
Шерстоносный, помещенный в
середине звездного мира между Раком и ледяным Козлом, в точке весны,
где Солнце равно думает о дне и ночи, властвует над морем, которое
сам одолел, оплакивая облегчение своей ноши, когда дева (80)
соскользнула с него и с братом он достиг берега. Его так же почитают
в соседней Пропонтиде (81), в Сирии, на просторах
Персии, среди покрывающих ее песков, по берегам Нила, поднимающегося
к Раку, и в землях Египта.
Телец владеет Скифией, горами
могучей Азии и Аравией - царством лесных божеств.
Понт Эвксинский, подобный скифскому
луку, почитает тебя, Феб, как Близнецов; вам, братья, молятся Фракия
и далекая Индия, простирающаяся за воды Ганга.
Рак жжет Эфиопию множеством
огней, о чем свидетельствует кожа ее жителей.
Ты, яростный Немеец, страж Кибелы
(82), царствуешь над Фригией (83),
Каппадокией (84), Арменией; в Вифинии (85)
тебя чтят как божество, и в землях Македонии, когда-то владевшей
миром.
Под непорочной Девой процветают
море и земли Родоса - приют того, кто стал принцепсом, правителем
мира, истинная обитель Солнца, для всех священная (86),
сияющая светом великого цезаря, владыки Вселенной; города Ионии
и дорийские земли, древняя Аркадия и славная Кария. Какие звезды
предпочла бы Италия, если бы могла выбирать, как не те, что всем
правят, обновляют вес вещей, определяют суммы, отделяют равное от
неравного, взвешивают время и соединяют день с ночью?
Геспер (87)
принадлежал Весам, когда основывался Рим, ныне владеющий миром,
решающий судьбы брошенных на весы народов, карающий и награждающий,
и он дал цезарю (88), лучше устроившему Город,
держащему в руках бразды правления миром.
Ливию, край Египта, поля Кирены
(89) со слезоточивыми корнями избрали себе нижележащие
звезды Скорпиона, как и воды Италии, Сардинию и разбросанные по
морю земли, которых достигает его взгляд.
Окруженный морем Крит под стать
Центавру: двуформный сын Миноса (90) родственен
его двуформным звездам. Крит также владеет быстрыми стрелами, как
и натянутый звездный лук. Остров Тринакрия плывет, по праву сестры,
под тем же принадлежащим Тривии (91) знаком, и,
отделенная от Италии узким, глубоким проливом, следует тому же закону
и соединена с ней звездами.
Ты, Козерог, владеешь странами,
лежащими под опускающимся солнцем и теми, что граничат со льдами
Гелики, народами Испании и богатствами Галлии; тебя, Германия, достойная
мать порожденных тобой свирепых хищников, признает своим двойной
знак (92), водный и земной, ибо то заливает твои
поля, то отступает от тебя.
Юноша с более нежными обнаженными
членами обитает над Египтом и башнями Тира (93),
над жителями Киликии и полями соседней Карии (94).
Рыбам отдан Евфрат - в его глубоких
водах скрылась от Тифона, Венера, Тигр и пылающие берега Красного
моря. Великая земля лежит, окруженная великими берегами: Парфия
и веками подвластные ей народы - Бактрия, эфиопы, Вавилон, Сузы,
Ниневия - бесчисленные, едва передаваемые названия.
Так Земля разделена между знаками,
по праву властвующими над определенными ее частями. И так же как
существуют узы между знаками, так же и страны заключают союз или
ненавидят друг друга, то противостоящие друг другу через пространство,
то связанные тригоном, то другими причинами; так земля отвечает
земле, город - городу, берег - берегу, царство противится царству.
Так должно бежать одних мест и стремиться к другим, там надеясь
на верность, там страшась опасности, смотря по тому, какие свойства
опустились к той или иной земле с высоких небес.
Отметь теперь знаки, названные
греками "эклиптическими" (95); иногда
они, словно в изнеможении, как бы цепенеют и теряют силы. Ибо в
огромном мире ничто не постоянно; ничто не цветет вечно, не идет
прямо тем же путем, но меняется день за днем, год за годом. Тучная
прежде земля, словно устав от трудов, перестает приносить плоды,
не отвечая на усилия пахаря, а почва, не дававшая жизни семени,
вдруг становится плодородной как бы сама по себе.
Земля сотрясается до основания
и почва уходит из-под ног; тонут миры, океан бросает моря на сушу,
поглощает пустыни и не может остановиться. Так когда-то канули в
пучину города людей, и Девкалион (96) остался
единственным наследником и владельцем мира; так Фаэтон (97)
попытался править колесницей отца и запылали народы, небо страшилось
пожара, от нового пламени бежали огненные звезды и природа боялась
быть погребенной в одной могиле.
Так изменения совершаются за
долгие века, затем мир приходит в себя. В определенное время звезды
теряют силу, затем снова накапливают ее. Причина в том, что, когда
Луна затмевается в каком-либо знаке, скрытая от своего брата и погруженная
в ночную тьму, ибо между ней и лучами Феба встает Земля, и Делия
не получает привычного света, зажигающего ее огонь, которым она
и сияет, тот знак блекнет вместе с ней. И причина видна в названии:
"эклиптические знаки", говорили древние.
Знаки страдают попарно, но не
соседи, а те, что горят друг против друга, ибо Луна затмевает свой
шар, когда не видит Феба, движущегося по противолежащим звездам.
Но звезды слабеют не всегда на равное время: иногда они остаются
такими в течение года, иногда меньше, иногда их слабость превосходит
солнечный год.
Когда истечет отведенный (каждому
свой) срок, сияющие с противоположных сторон знаки завершат свой,
определенное время длящийся труд, тогда это бремя наследуют их соседи,
те, кто встает впереди и впереди садится, не в противном движению
неба направлении, но согласно ему, склоняются они, и теряют силы,
и не дарят обычными благами, и не причиняют обычного зла. Место
все поворачивает.
Но что пользы узким умом обшаривать
сияющий мир, если дух этому сопротивляется и страх отнимает веру
в возможность достичь пределов неба? Природа, скажешь ты, скрыта
в неизмеримой дали, избегает человеческого взора, и наш ум не может
объять того, что совокупно управляет Судьбой, увидеть причины Судьбы.
Зачем клеветать на себя, отвергая благо, в котором не отказывает
Бог и природа дает умственному взору? Мы постигаем небо - разве
это не дар небес?
Ум человеческий способен, покинув
родные ему места, подняться до высочайших сокровищ небес, воссоздать
эту громаду из его изначальных элементов, приобщить детей неба к
небу, достичь пределов Океана, подняться по висящей в пространстве
Земле, обжить весь мир. Нигде нет тайного в природе: мы обозреваем
ее полностью, овладеваем небом, постигаем нашего создателя; мы -
его часть.
Рожденные звездами, мы поднимаемся
к звездам. Можно ли сомневаться, что Бог обитает в нашей груди,
что души наши приходят с небес и туда возвращаются, что мир, состоящий
из четырех элементов - огня, воздуха, земли, моря, вмещает наш разум
и, совмещая их в себе, правит ими, ибо наши тела имеют земную природу,
а кровь несет жизненную силу, одушевляющую нас?
Не удивительно, что мир может
познать человек, вмещающий в себе мир и являющий собой образ и пример
божества. Чьим, если не неба, созданием велят боги считать себя
человеку? Животные распростерты на земле, погружены в воды или витают
в воздухе, их радость - насытиться и продолжить свой род, их достоинства
- размеры и сила их тел, они лишены сознания, а потому и речи.
Единственно, кто владеет словом,
мыслью, способностями к разным искусствам, - человек, который всем
правит: он создал города, заставил землю приносить плоды, приручил
животных, проложил дороги в море; он единственный, выпрямившись
в полный рост, победоносно встречает небо, звездным взором оглядывает
Олимп и вопрошает Юпитера; не довольный созерцанием только лика
богов, он проникает в самое чрево природы и ищет себя среди птиц
и их внутренности (98).
Менее ли божественно постигать
смысл знаков, чем внутренностей жертвенных животных и пения птиц?
Ведь Бог не скрывает от Земли картину неба, но сам являет свой вид
и форму и в постоянном вращении раскрывает себя, так что видящий
может познать и постичь его и от него самого узнать его законы.
Вселенная сама зовет наши души к звездам, желая открыть, а не скрыть
свои установления. И может ли не быть дозволено богами познавать
то, что дозволено ими созерцать?
Не умаляй же сил своего, может
быть, малого по размерам мозга: они огромны. Так легкий кусочек
золота превосходит в цене горы меди и дороже золота ничтожных размеров
бриллиант; так крохотный зрачок охватывает все небо - то, чем глаз
видит, ничтожно, то, что видит, огромно; так душа, заключенная в
маленьком сердце, правит всем телом.
Не думай о плоти, но познай
силы, которыми обладает не тело, а разум: разум все побеждает. Не
сомневайся в божественном прозрении человека: он сам ныне дает звездам
богов, ибо под властью Августа небо стало еще могущественнее.
Комментарии к Книге Четвертой:
(1) Троя возродилась в день своей гибели благодаря
спасению Энея. См. комм. 49 к кн. 1.
(2) Речь идет о братьях Ромуле и Рэме.
(3) Имеется в виду храм Юпитера, по легенде основанный
Ромулом.
(4) Муций Сцевола. См.
комм. 88 к кн. 1.
(5) Гораций Коклес (Одноглазый) во время войны
с этрусками защищал мост через Тибр, затем, чтобы помешать врагам
перейти реку, разрушил этот мост и вернулся в город вплавь.
(6) Речь идет о Клелии. См. комм. 89 к кн. 1.
(7) Имеются в виду три брата Куриация. См.
комм. 87 к. кн. 1.
(8) Это был Гораций. См. комм. 87 к кн. 1.
(9) Во II Пунической войне в битве при Каннах
(216 г. до н. э.) пало 50 тыс. римлян.
(10) Вар - Теренций Вар, вследствие своей неосторожности
был разбит Ганнибалом при Каннах (216 г. до н. э.), но получил благодарность
сената, ибо сумел сохранить присутствие духа. Фабий - см. о нем
комм. 98 к кн. 1.
(11) В битве при Тразименском озере римляне потерпели
в 217 г. до н. э. страшное поражение от Ганнибала.
(12) Побежденный Ганнибал бежал в Сирию к царю
Антиоху III. Римляне потребовали его выдачи. Он снова бежал, но
был убит.
(13) Имеется в виду борьба за власть между претендентами
на высшую власть в Риме (конец II - начало I в. до н. э.)
(14) Кимвры - кельтское племя, вместе с германцами
и тевтонами воевавшее против Рима (конец II в. до н. э.). Были разбиты
римским полководцем Марием.
(15) Ливия находилась в сфере влияния Карфагена.
Марий победил нумидийского царя Югурту, претендовавшего на карфагенский
престол.
(16) Имеется в виду Помпей Великий, одержавший
победу над грозным противником Рима царем Понта Митридатом VI. Во
время гражданской войны он потерпел поражение от Цезаря.
(17) Здесь говорится об Александре Македонском.
(18) Речь идет о Юлии Цезаре. Ходили слухи, что
он знал о готовящемся против него заговоре и был убит, держа в руке
список имен заговорщиков.
(19) Крес (в другой транскрипции Крез) - лидийский
царь, известный своими богатствами, побежденный персидским царем
Киром и приговоренный им к сожжению на костре.
(20) Ксеркс - см. о нем комм. 8 к кн. 3.
(21) В тексте говорится о Сервии Туллии, VI царе
Рима. По одной из версий, он был сыном бога домашнего очага Лара
и пленницы-рабыни во дворце царя Тарквиния Приска. Жена царя, мудрая
Танаквиль, заметив огненное кольцо вокруг головы младенца, поняла,
что ему суждено величие, и соответственно воспитала его. Традиция
приписывает ему установление справедливых законов, защищавших плебеев.
(22) Вероятно, здесь говорится о спасении Луцием
Цецилием Метеллом священного огня богини Весты при пожаре Рима.
(23) Речь идет о Парисе.
(24) Деции Мусы. См. комм. 97 к кн. 1.
(25) Камилл - Фурий Камилл догнал отступавших
от Рима галлов и отнял у них добычу (390 г. до н. э.).
(26) Катон Утический - противник Цезаря. Воевал
против него в Африке. Покончил с собой в городе Утика, когда этот
город перешел на строну Цезаря. Считался образцом стоического мужества.
(27) Царь, правящий царями - Судьба.
(28) Арахна вызвала на состязание в ткачестве
богиню Афину-Палладу и за эту дерзость была превращена ею в паучиху.
(29) Вероятно, имеется в виду Гай Атилий Регул
- полководец I Пунической войны, беспокоившийся о своем маленьком
поле, которое в его отсутствие могло остаться незасеянным.
(30) Курий Дентат Маний. См. комм. 95 к кн. 1.
(31) Имеется в виду Цинциннат (5 в. до н. э.),
провозглашенный диктатором во время тяжелейших внешних войн, совпавших
с внутренними смутами. По преданию, когда консулы явились сообщить
ему о его назначении, он пахал свое маленькое (1 га) поле.
(32) По одной из версий, созвездием Девы стала
Астрея - мудрая, справедливая богиня-наставница, с концом "золотого
века" покинувшая Землю вслед за другими богами.
(33) Стенография была известна в Риме.
(34) Паламед - легендарный греческий мудрец,
герой Троянской войны. Ему приписывалось изобретение алфавита, мер
веса и длины, введение чисел и счета времени по дням, месяцам и
годам.
(35) Претор - выборная почетная должность. Желавший
обратиться в суд должен был сначала обратиться к претору, чтобы
ото разобрался в деле, определил форму иска и назначил арбитров.
(36) Сервий Туллий. См. комм. 21.
(37) Сев озимых.
(38) Гладиаторы набирались не только из рабов,
но и из заключивших специальный договор свободных людей.
(39) Центавр - тут: Стрелец.
(40) Козерог, по одному из преданий, являет собой
лесное божество дикой природы Пана в образе козла.
(41) Литейные формы Цереры - земляная изложница.
(42) Вероятно, имеются в виду подвижные модели
небесной сферы, демонстрирующие ее вращение, а также движение Солнца,
Луны, планет. Такие сферы приводились в движение водой.
(43) Немейцу - Льву.
(44) Т. е. земледелец.
(45) См. комм. 41 к кн. 1.
(46) Фасис - река, впадающая в восточную часть
Черного моря (Понта Эвксинского). Многие отождествляют ее с современной
Риони.
(47) Имеются в виду Ясли - звездное скопление
в созвездии Рака.
(48) См. комм. 32, а также комм. 13 к кн. 2.
(49) Древнейший обычай, перенятый римлянами,
возможно, у этрусков, опахивать при основании города границу его
будущей территории. Незастроенное пространство вокруг оборонительной
городской стены называлось померий. Расширение померия происходило
только при сильном увеличении городской территории.
(50) Речь, вероятно, идет о Ганнибале, потерявшем
глаз.
(51) Имеются в виду воды Евфрата. См. комм. 42
к кн. 1.
(52) Гелика - другое имя Каллисто. См. комм.
9 к кн. 2.
(53) В этой части речь идет, за некоторыми исключением,
об ойкумене - обжитой или хорошо известной народам Средиземноморья
части мира.
(54) Здесь говорится о Средиземном море.
(55) Нумидия - современный Алжир.
(56) Мессинский пролив между о. Сицилия и Апеннинским
п-вом.
(57) Эридан - современная река По в Италии.
(58) Эпир - западная часть Северной Греции.
(59) Коринф - самый многолюдный торговый город
Эллады.
(60) Меотис - Азовское море.
(61) Тавр - горный хребет в Малой Азии.
(62) Киликия - территория современной Турции.
(63) Залив Средиземного моря Большой Сирт вдается
в территорию современной Ливии, в те времена принадлежавшую Карфагену.
(64) Тринакрия (треугольник) - Сицилия , формой
напоминающая треугольник.
(65) Эвбея - остров у побережья Аттики (Греция).
(66) Киклады - кругообразно расположенная группа
островов в Эгейском море.
(67) Эбуз (ныне Ивиса) - остров у восточного
побережья Испании.
(68) Летний восток - точка восхода у восточного
побережья Испании.
(69) В древности было распространено мнение,
что Каспийское море сливается с Черным (Понтом Эвксинским).
(70) Здесь лакуна в тексте Манилия, но ясно,
что речь идет об Африке.
(71) В битве при р. Требии (218 г. до н. э.)
римляне потерпели поражение от Ганнибала.
(72) Парфия - государство на обширной территории
к востоку от Евфрата.
(73) Танаис - современная река Дон.
(74) Европа - финикийская царевна. Юпитер полюбил
ее, похитил, приняв облик быка, перевез через море на новую землю
и дал этой земле имя своей возлюбленной.
(75) Имеется в виду Александр Македонский.
(76) Фессалия - область в Северной Греции на
берегу Эгейского моря.
(77) Иллирия - серная часть восточного побережья
Адриатического моря.
(78) Фракия - древнее государство, территория
которого приблизительно совпадает с территорией современной Болгарии.
(79) Слово "мавританцы" происходит
от греч. "маурос" - черный.
(80) Дева - Гелла. См. комм. 41 к кн. 1.
(81) Пропонтида - современное Мраморное море.
(82) Кибела. См. комм. 35 к кн. 2.
(83) Фригия - часть современной Турции.
(84) Каппадокия - область в юго-восточной части
Малой Азии.
(85) Вифиния - область в Малой Азии.
(86) На Родосе находилась гигантская статуя бога
Солнца, знаменитый Колосс Родосский, одно из семи чудес света. На
Родосе долгое время жил по воле Августа Тиберий до того, как стал
императором.
(87) Геспер - имеется в виду Луна как вечернее
светило, Луна была в созвездии Весов в момент основания Рима, т.
е. в момент проведения Ромулом померия. См. комм. 49.
(88) Имеется в виду Тиберий.
(89) Кирена - область западнее Египта.
(90) Сын Миноса - Минотавр. См. комм. 30 к кн.
1.
(91) Тривия - отождествленная с Луной Диана Тройная.
Она появлялась на перекрестках трех дорог; она бывает на небе, на
земле и под землей; в Риме особо почитались три Фазы Луны: новолуние,
половина луны и полнолуние.
(92) Козерог.
(93) Тир - город в Финикии, на территории современного
Ливана.
(94) Кария - территория в Малой Азии.
(95) Название "эклиптические" происходит
от греч. слова "эклипсис" - затмение.
(96) Девкалион и Пирра - единственные люди, выжившие
после легендарного потопа (так говорит греческое предание).
(97) Фаэтон - сын Солнца, пытавшийся править
колесницей отца, сбившийся с пути и вызвавший мировой пожар. Истории
Девкалиона и Фаэтона могут быть как-то связаны с идеей периодического
обновления мира: его гибели в огне или воде и последующего возрождения.
(98) См. комм. 4 к
кн. 1.
К ОГЛАВЛЕНИЮ-->
НАВЕРХ-->
К 1-Й КНИГЕ-->
Ко 2-Й КНИГЕ-->
К 3-Й КНИГЕ-->
К 5-Й КНИГЕ-->
|