На улицах Вены…
Мои представления
о Вене и та Вена, которую я увидела, оказались такими разными, что
даже вызвали внутреннее состояние растерянности. Поэтому описать
свои впечатления оказалось непросто, получилось отрывисто и непоследовательно.
Но, тем не менее…
Вена
всех принимает и всех оценивает. Она чопорна, холодна и надменна.
В расположении ее улочек надо разобраться - не сразу все открывается,
но когда освоишься - не наскучит ходить по одним и тем же. Кажется,
что в каждом третьем доме жили те, кого в музыкальной литературе
называют "венскими классиками": Гайдн, Моцарт или Бетховен,
а на каждой второй площади - памятник какому-нибудь кайзеру.
В первый же день мы попали на
концерт Моцартовского симфонического оркестра в лучший концертный
зал Вены - Золотой зал Венской филармонии. Спасибо продавцу билетов,
который - не знаю почему - продал нам самые дорогие места в шестом
ряду партера, по самой дешевой цене(правда, мы долго с ним разговаривали:
рассказали, что мы из Киева, что я - профессиональный музыкант,
а напоследок я подарила ему парочку рошеновской "Коровки").
В программе были и 40-я симфония, и "Маленькая
ночная серенада", и "Турецкий марш", и самые известные
фрагменты "Свадьбы Фигаро" и "Дон-Жуана" - то,
что никогда не надоест.
Пусть сегодня "Моцарт"
- просто торговая марка с невероятным количеством конфетных магазинов
- это не имеет никакого значения, когда слушаешь его музыку. А она
божественна!
Еще, конечно,
Штраус… Мы, естественно, побывали и на "прекрасном голубом
Дунае". К сожалению сейчас не 1866г., когда был написан этот
знаменитый вальс - неофициальный гимн Австрии. Возможно когда-то
Дунай и был голубым, но сегодня он оказался желтым, мутным и, в
момент, когда мы стояли на набережной, по нему плыла баржа с украинским
флагом.
Как и всегда, мы бродили без
определенных планов и предварительных узнаваний "что стоит
посетить". Разглядывали то, что нравилось и останавливались
там, где хотелось.
Сам центр не очень большой и
его особенность в том, что стоит свернуть с "туристической
тропы" и попадаешь в безлюдные переулки, которые называются
"gasse". Частенько по ним цокают копыта - можно прокатиться
в карете, запряженной парой лошадок. Маршруты конных прогулок легко
угадываются и тогда, когда самих лошадей или звука копыт нет - по
характерному запаху. При этом самих "следов" нигде нет.
Замечательно
выглядит Вена с колеса обозрения парка Пратер - окружающие Альпы
создают ей достойную "оправу". Мы пришли сюда в будний
день и было малолюдно. Парк настолько огромен, что мы даже и не
попытались его обойти. Например, на одной дорожке мы увидели указатель:
"Прямо - 7 км"!!! Вообще, парки Вены по-бюргерски ухожены,
но невольно сравниваются с парижскими и, конечно же, проигрывают
им. Ах, нет того масштаба, той помпезности, того многоцветия и шика,
как в Париже.
Удивительно, но оказалось проблематичным
найти недорогую гостиницу в центре. Хотя, и дорогих о-о-очень мало.
Зато мы обратили внимание на вывески с названием "Pension".
Сразу вспомнилось, как тетка Секлета из фильма "За двумя зайцами"
передразнивала Серка: "Пеньсиён, пеньсиён!". Это маленькие
частные гостиницы с 5-9 номерами. Очень милые и уютные, с почти
домашней атмосферой. Так получилось, что каждый день мы переселялись
в новый "пенсиён". И везде нам понравилось!
Одним
из пунктов моей личной программы знакомства с Веной был торт "Захер"
- одна из ее "достопримечательностей". Ну и что? Обычные
шоколадные коржи с фруктовой прослойкой и шоколадной глазурью. Его
значимость сильно преувеличена. Наша вариация на тему "Захера"
- торт "Прага" - лучше! Никакой особой истории или чего-либо
интересного с этим тортом не связано. На мой взгляд, он больше привлек
к себе внимание спором об авторских правах.
Есть фирменная туристическая
точка "поедания" торта - кондитерская "Захер"
при одноименной гостинице. Место паскудное по своей пафосности.
Мы нашли другую, чудную кондитерскую на Кертнерштрассе (кстати,
1837-го года!), с удовольствием в ней посидели. Здесь я и съела
свой кусочек знаменитого торта! А вот яблочный и маковый штрудели,
круассаны и кофе - истинные визитные карточки австрийской столицы
- манили в каждую кафешку. Пожалуй, есть свой особый аромат у венского
кофе и это - аромат самой Вены.
Австрийская
кухня сама по себе вряд ли привлекла бы мое внимание, но, находясь
в столице Австрии, было бы непростительно не продолжить тему знакомства
с новыми блюдами. Для этого мы решили выяснить, какие рестораны
считаются типично венскими, и узнали несколько названий таких заведений,
но без адресов: "Figlmuller", "Purstner", "Reinthaller"…
Стали искать какое-нибудь из них, где бы нам понравилось. И нашли
(!) - ресторанчик "Ofenloch", который уже с конца 18-го
века находится на этом самом месте и все это время не менял свое
имя (http://www.ofenloch.at).
Мы наугад заказали
традиционные местные блюда с незнакомыми для нас названиями и было
это примерно следующее:
- "Ofenlochs Rindfleischsulz
mit Paprikavinaigrette und Nussbrotchip" - что-то похожее на
наш холодец или, скорее, желе с маленькими кусочками овощей и кисловатое
на вкус;
- "Hausgemachte Ziegenkusetascherl
mit Schnittlauchbutter & Blattsalat" - что-то похожее на
наши вареники, приготовленные на пару, с сыром и зеленью, пресноватое
на вкус;
- "Zwiebelrostbraten mit
Braterdupfel und Salzgurken" - большой кусок жареного мяса
и очень тонкое луковое хрустящее кружево в качестве гарнира (что-то
совершенно непохожее на то, что мы называем жареным луком).
Честно говоря, все, кроме мяса,
оказалось никаким. И нельзя даже сказать, что не вкусно. Своеобразно,
ново, но, как говорил Ру в фильме "Шоколад": "Не
любимое!" Хотя, вклад австрийцев в мировую кулинарию в виде
венского шницеля достоин уважения! Вот его-то мы отведали с удовольствием
в "Zum Scherer" (http://www.zumscherer.at)
на той же Judenplatz (Еврейская площадь).
У меня сложилось
ощущение, что Вена живет былым величием. Кажется, что она тоскует
по прежним, имперским, временам. Есть что-то застывшее в ее архитектуре,
во всем ее облике. И все-таки, она прекрасна.
Елена
Севрюкова
июль 2010г.
|