ИЗРАИЛЬ
Израиль - совсем
небольшая страна и просто проехать ее с севера на юг и, особенно,
с запада на восток не займет уж очень много времени (не Россия-матушка!).
И на этой небольшой территории - удивительное природное разнообразие:
снежные вершины, пустыни, зеленые долины, морские курорты, озера.
Мне повезло: я увидела разные места Израиля и у меня сложилось очень
цельное представление об этой незнакомой до сих пор стране. Никогда
не было большого желания ее посетить, но теперь я очень рада, что
побывала здесь.
Где бы я ни была в Израиле,
меня не покидало ощущения "напичканности" каждого миллиметра
земли историческими и библейскими сюжетами. Мысль: "Как на
такой маленькой полоске земли могло произойти столько важных для
человечества событий?" - возникала неоднократно. Почему Божественный
План осуществляется через те или иные страны и народы - непостижимо,
но какое-то исключительное значение Израиля в этом Плане очевидно.
Иерусалим
Экскурсия, которая первой предлагается
всеми туристическими агентствами - "Иерусалим - город трех
религий". Не знаю, есть ли еще в мире город, который признается
"своим" одновременно представителями иудаизма, христианства
и ислама. Последние годы жизни Иисуса, его проповедничество, предательство
Иудой, распятие и воскрешение - священно для христиан. Вознесение
Мухаммеда с Эль-Аксы - реликвия мусульман. Город мира, Ершалаим,
в истории которого было так мало мирных периодов - гордость иудеев.
В моей жизни был
период, когда книга "Мастер и Маргарита" Булгакова была
моей любимой и каждый год, "в месяц нисан" я перечитывала
ее от начала до конца. Я увидела Иерусалим таким, как он представлялся
мне глазами Понтия Пилата: "…с висячими мостами, крепостями
и - самое главное - с неподдающейся никакому описанию глыбой мрамора
с золотою драконовой чешуей вместо крыши - храмом Ершалаимским".
Я смотрела на панораму города и мне казалось, что ничего не изменилось
с тех библейских времен. Вот она, Масличная гора (или гора Олив),
вот он, Гефсиманский сад, дворец Ирода Великого… Стерлась граница
времени и где она, Иудея, а где Израиль?
В 325 году, Елена, мать Константина
Великого, и епископ Макарий уверились в том, что под Капитолием
они нашли гробницу Христа. Раскопки выявили ее, и во рву - кресты
Иисуса и двух разбойников. Константин велел соорудить на этом месте
первую церковь. Сейчас мы знаем ее как Храм Гроба Господня или Храм
Воскресения.
У каждого человека, знакомого
или связанного с христианством, есть свои представления о том, "как
все было". Были они и у меня, я представляла, как Иисус долго
поднимался на Голгофу с тяжелым крестом, там, на большом холме стояли
огромные кресты, после казни его унесли далеко и оставили в пещере…
Но я увидела небольшой "пятачок" земли: Голгофа - это
несколько ступеней, не гора, а холмик, в нескольких шагах - пещера.
Я не испытала разочарования, только поняла, что было-то совсем-совсем
по-другому и нигде не описано - как… У меня возникли свои очень
личные переживания тех событий и не окажись я здесь, новое понимание
- кем же был Иисус и почему так произошло - не могло появиться.
Это "моя правда" о тех событиях. Мне не помешал ни шум,
ни огромное количество людей, ни долгое ожидание входа в гробницу.
Состояние было удивительно легким и светлым. Для меня это место
стало не историческим, а мифологическим.
В улочках старого
Иерусалима можно легко заблудиться. Если бы не современные товары
на прилавках многочисленных торговцев, трудно понять: какое время?
где я? Иудея? арабский восток? Домам, наверное, сотни лет, женщины
в черной одежде. Хотя, это удивило повсеместно - и в больших городах,
и в деревеньках, и молодые, и старые - все по-прежнему в черном,
лишь сменились фасоны и добавились брюки. Продавцы зазывают каждый
в свою лавку. Мужчины, в основном, в кипах, многие держат в руках
книги (может быть, Тора, ведь я была недалеко от Стены плача).
|
|
Стена плача, к
моему удивлению, не произвела на меня ожидаемого впечатления. Не
сомневаюсь в ее особой значимости для евреев, в силу определенных
исторических событий, но для меня это стало очередным местом поклонения
людей с целью вложить записочку с просьбой ("отсюда-то Бог
меня услышит и обязательно выполнит!"). Хотя и я перед отъездом
предложила всем друзьям и знакомым выразить свои желания и честно
все передала. Традиция - великая вещь!
В Иерусалиме меня не покидало
ощущение дежа вю. Может, я здесь когда-то и была? А отъезжая, глядя
из окна автобуса на удаляющийся город, снова вспомнился Булгаков:
"Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал
на свете".
Вифлеем
Интересно, что название Бетлехем
(Вифлеем) имеет два значения: от еврейского Бет Лехейм - дом хлеба
и от арабского Бейт Лахм - дом мяса. Насколько это по-разному! Единственное
место во всей стране, где напряжение и враждебность витают в воздухе.
С первых минут нахождения на территории Палестинской автономии хотелось
побыстрее ее покинуть. Разделительная стена между Вифлеемом и Иерусалимом
и пропускной пункт на въезде только усиливают это желание. Интересно,
что до 1940-х годов большую часть населения составляли арабы-христиане
- до 90% (сейчас только 15-20%), а по существующему и ныне закону,
мэром может стать только христианин. В чем же, собственно говоря,
конфликт религий?
|
|
Среди многих христианских
святынь, расположенных в Вифлееме, мне понравилась Базилика Рождества
Христова над Пещерой Рождества, которая больше похожа на крепость,
чем на храм. Да и внутреннее строение очень особенное, совершенно
отличающееся от привычного нам устройства христианских храмов. Построена
была при Святой Елене (моя любимая покровительница!). Истинное место
рождения Христа оспаривается до сих пор; насколько я знаю, их три.
Но когда находишься там, внутри, рядом с яслями, заглядываешь в
пещеру, проползаешь к вифлеемской звезде, чтобы к ней прикоснуться
- не исчезает удивление: ведь был маленький Иисус, где-то он должен
был родиться и как этому радовалась его мама, все и вся вокруг.
Река
Иордан
Мне повезло: здесь было поразительно
малолюдно - отъехали все туристические автобусы и в "загончике"
для окунания (погружения) в Иордан я оказалась одна. В очередной
раз поняла: символическое прикосновение к происшедшим в прошлом
событиям дает ощущение сопричастности, одновременности и связи всего
со всем.
На обратном пути с места крещения
Иисуса мы заехали в греческую церковь Двенадцати Апостолов (она
построена всего лишь в 1930-х годах) на территории евангельского
Капернаума. С дороги издалека видны ее розовато-красные купола,
что нехарактерно для типичной греческой церкви. Там потрясающе хорошо:
по дорожке к храму сады с павлинами, беседки, чудные по форме деревья.
Внутри как-то не по-православному ярко. Но, что самое удивительное,
здесь всем "заправляет" один-единственный монах - брат
Иринарх из Греческой Македонии (хорошо говорит и по-русски тоже).
Он проводит все службы и обряды, но без права благосоловения.
Мертвое
море
В Непале я видела самую высокую
точку мира - Эверест. В Израиле я стояла на самой низкой точке Земли
- она находится в районе Мертвого моря. "Посидеть" в воде,
почувствовать ногами "острое", от окаменелой соли, морское
дно, попробовать что такое "концентрация соли в 30 раз превышает
все моря мира" (глотать ее нельзя, глаза из орбит вылезут :))
было интересно и необычно. Но…
Удивительно безжизненное место,
удивительно. Бесцветный пейзаж, серо-желтые Израильские горы и такие
же пески Еврейской пустыни, и - "тишина… мертвая тишина".
Убрать бы еще всех "грязных", т.е. измазанных в лечебной
грязи туристов, и картина была бы идеальной иллюстрацией к представлению,
что такое "забытое Богом место"). Здесь нет жизни ни на
земле, ни в воде, ни в воздухе. Наверное, природа хотела что-то
сказать этим, только что?
Хайфа.
Кейсария
Остатки древней Кейсарии и построенный
бахаями современный прекрасный храм - как две стороны одной медали.
Там - раскопанные фундаменты, камни, уцелевшие фрагменты домов на
берегу Средиземного моря. Здесь - ступенчатые террасы садов, цветы
и фонтаны на склонах горы Кармель.
И - одинаково безжизненно, хотя
и красиво. И монастырь кармелитов, и пещера Илии-пророка - места
особые, а в остальном Хайфа - портовый город и в нем характерное
разнообразие и архитектурное, и культурное, и национальное.
|
|
Несколько
дней назад, в рамках фестиваля Института французского языка "Париж,
как он есть", я побывала на встрече с писателем, журналистом
Филиппом Мэером - знатоком и исследователем Парижа. На вопрос: "Что
вы посоветуете посетить в Париже?" Он сказал: "В первую
очередь, если вы здесь еще не были - все известные, "туристические"
места: Елисейские поля, Латинский квартал, Монмартр, Нотр-Дам. Есть
то, что представляет собой лицо города, иногда даже страны. Зачем
"выискивать" никому не известные уголки Парижа, если нет
представления о том, какой он уже существует много лет?"
Раньше я думала: "Интереснее
бродить закоулками, зачем мне эти толпы?" В Израиле пришло
понимание: в "людных" местах мы, из разных стран, разной
национальности, разной веры и убеждений встречаемся и соприкасаемся,
как нечто целое, как человечество.
На Эйфелевой башне побывали
миллионы людей и они с восторгом смотрели на нее так же, как и я.
Одни и те же эмоции, одни и те же переживания! Как мы все похожи!
Я приехала в Израиль и ради этого тоже.
Израильтяне не говорят "Израиль",
они называют свою страну "Земля обетованная" или "Святая
земля". Бывая в разных странах, могу сказать: вся наша земля
- Святая. Нет ни одного миллиметра, где не произошло бы чего-либо
существенного для всех нас и история каждой страны - это и моя личная
история.
Елена
Севрюкова
апрель 2012г.
|