Отчет о водном
путешествии по Десне
от Новгорода-Северского до Чернигова
май-июнь 2009
Засыпает синий Зурбаган
А за горизонтом ураган.
Сгинет ночь, и день придет иной,
Как волна приходит за волной... |
В. Пресняков
|
Общая продолжительность похода
- 13 дней (из них 11 - собственно сплав).
Протяженность - 315 км (в среднем
чуть менее 30 км/день).
Состав участников - 2 чел.:
Вадим - капитан, 45 лет; Роман - матрос, 27 лет.
Средство передвижения - надувная
байдарка Каньон 2+.
|
|
|
|
21
мая, 1-й день. Киев - Новгород-Северский - мост с. Пироговка
7.00. Встреча на центральном
автовокзале Киева.
7.10. Выезд из Киева в Новгород-Северский
рейсовым автобусом.
14.00. Прибытие на автовокзал
Новгорода-Северского. Далее на такси 10-15 мин. до берега Десны.
Сегодня Новгород-Северский -
маленький районный центр, глухая провинция. А в 11-12 веках - стольный
град одноименного удельного княжества Чернигово-Северской земли.
С тех пор сохранился Спасо-Преображенский мужской монастырь, основаный
в 1033 году Черниговским князем Мстиславом Тьмутараканским. По свидетельству
очевидцев, очень живописен вид на пойму Десны из угловой башни крепостной
стены, откуда когда-то раздавался "плач Ярославны" - жены
князя Игоря Святославича ("Слово о полку Игореве").
Но мы этой красоты не видели,
так как знали, что сразу за городом (ниже на 2-3 км) есть понтонный
мост, который байдарочники обычно обносят. Поэтому решили начать
поход сразу за понтоном. Как оказалось, можно было стартовать и
прямо от городского пляжа под монастырем, так как в понтоне есть
места, достаточные для прохода байдарки.
Погода теплая, солнечная, легкая
облачность, ветер слабый, почти штиль. Берег очень живописный, но
глинистый - топкий луг, еще не просохший после паводка. Людей практически
нет (прошли мимо два местных рыбака), пасутся гуси. В этой идилии
не спеша надули лодку (около 30 мин), разместили в ней багаж. Перед
стартом пообедали бутербродами с горячим чаем (был с собой в термосе).
На берегу достает мошка, но если все время шевелиться, то ничего.
16.45. Старт. Мы оба впервые
в туристической байдарке. В очень далеком детстве, лет так в 10-11,
я ходил на спортивном каноэ один сезон, но 35 лет перерыва - это
много. Поэтому практически все навыки пришлось приобретать заново.
Наш вариант байдарки - с открытым кокпитом (это место, где сидят
гребцы), поэтому грести байдарочным, двулопастным, веслом оказалось
не удобно, лодка забрызгивается. Так что гребли как на каноэ или
пироге однолопастным веслом. Стандартные сидения оказались бесполезными,
хотя как декоративные элементы выглядят превосходно. Удобнее сидеть
на возвышении, для этой цели приспособили палатку и скрученные в
валик два туристических коврика. Мошка достает и на воде, но не
настолько, чтобы испортить общее впечатление.
К нашему удивлению на реке присутствуют
навигационные знаки: буи, а также береговые знаки, обозначающие
судовой ход и километраж. Хотя никаких признаков собственно навигации
за все время путешествия так и не было обнаружено.
17.22. Прошли отметку "500"
(расстояние в км от устья).
Оставили за правым бортом деревни
Чулатов, Дробышев, Араповичи. Две последние даже и не заметили бы,
если бы их не было на карте, зато Чулатов длился бесконечно долго.
Как в сказке про Кота в сапогах: чьи это поля? - маркиза Карабаса;
чьи это леса? - маркиза Карабаса и т.д. Само присутствие деревень
обозначалось виртуально: собственно постройки подходили к реке на
видимое расстояние всего пару раз, но местные рыбаки на вопрос:
мимо какой деревни идем? - неизменно отвечали: Чулатов.
20.00. Прошли автомобильный
мост, соединяющий дороги на Н.-Северский и Шостку.
20.10. Причалили на ночевку
примерно на 1 км ниже моста к правому берегу. Еще светло. Разбили
лагерь. Место обжитое рыбаками: есть деревянный стол, лавки, каркас
навеса от дождя. В реке бурно плещется рыба: хищник под самым берегом
гоняет мелочь. Пробовал бросать блесну - никакого результата. Не
знаю, кто это был: щука, окунь, судак или жерех, но он явно предпочитал
живого малька моей железке и силиконовой рыбке. Для себя на ужин
сварили рисовую кашу с изюмом и конечно чай с лимоном и печеньем.
На закате проснулись комары. Не так, чтобы мы их не замечали, но
и не так, чтобы они очень нам досаждали.
22.00. Отбой. Спали раздельно
- Рома в палатке, я в лодке под москитной сеткой.
Итог дня: длительность сплава
- ок. 3,5 ч, пройдено ок. 15 км.
22
мая, 2-й день. Мост с. Пироговка - с. Мезин
5.00. Встал, Рома еще спит.
Рядом бродят два рыбака. Когда они приехали на мотоцикле - не слышал,
но когда проснулся около 4-х утра, они уже бродили. Ловят на закидушки.
Как потом оказалось, это самый распространенный законный местный
вид лова. Но часто используют и не законные способы: сети, ятеры
и электроудочки (местные говорят, что сейчас последний способ самый
распространенный).
Как и вечером пробовал рыбачить,
с тем же результатом. Утешает, что и у местных пусто. Говорят, в
этом году мало рыбы, потому что разлива настоящего не было, рыба
плохо поднялась на нерест.
8.00. Завтрак.
9.50. Отчалили. Погода как и
вчера теплая, но появились облака. Безветренно.
10.30. Прошли под ж/д мостом,
которого нет на нашей карте 1977 года. Машинист проходящего электровоза
приветливо помахал нам сверху рукой. Даже удивительно, как в такие
моменты совершенно не знакомые люди становятся родными и вспоминаются
потом очень долго.
13.00. Причалили к берегу на
обед. Снова бросал блесну. Рома спал.
14.00. Отчалили.
16.25. Прошли отметку "465".
За правым бортом остались деревни
Юхново, Горбово, Горки, Дегтяревка, Кудлаевка, Гнатовка, Куриловка.
Если верить путеводителю, то в Юхново есть городище 1 тыс. до н.э.
Проверять мы не стали. Да и собственно ни одной из перечисленных
деревень мы не видели, даже не слышали лая собак или криков петухов.
Из-за весенних разливов деревни расположены на границе поймы и до
берега Десны бывает от 1 до 3-х км. Поэтому не смотря на густую
заселенность этих мест, Десна выглядит совершенно дикой. Только
кое-где о деревнях напоминают неработающие паромы. Наличие местных
рыбаков тоже слабо напоминает о цивилизации. Кажется, что и одежда,
и орудия лова, и лодки почти не изменились за последнюю сотню лет.
Только разливы Десны стали скромнее и рыбы меньше.
17.00. Остановились на ночлег
на левом, лесистом и не населенном берегу чуть выше с. Мезин. Ужинали
гречневым супом. Спать легли рано, часов в восемь, сразу после ужина.
Не в последнюю очередь из-за обилия комаров. Но и усталость чувствовалась.
Спали оба в палатке, так как еще с вечера стал наклевываться дождик.
Итог дня: длительность сплава
- ок. 6 ч, пройдено ок. 25 км.
23
мая, 3-й день. с. Мезин - с. Разлеты
12.00. Всю ночь и утро шел дождь,
поэтому подъема как такового не было. Сидели, вернее лежали, в палатке.
Завтракали тоже в палатке сухим пайком: курага, финики, орехи, вчерашний
чай из термоса. Комаров - тьма, причем не исчезли после восхода,
как это было вчера.
14.40. Все-таки отчалили. Похолодало,
сплошная облачность, но дождь закончился. Легкий ветер, в зависимости
от изгибов реки то попутный, то встречный. Против встречного ветра
грести тяжело, плоскодонную надувнушку легко сносит.
16.10. Прошли с. Мезин. Согласно
путеводителю здесь раскопана стоянка верхнего палеолита, есть Народный
археологический музей. Ниже Мезина река петляет между живописных
крутых берегов, поросших лесом.
16.40. Отметка "455".
17.28. Отметка "450".
Это означает, что средняя скорость около 5 км/час. Прошли примерно
50 км от места старта. За правым бортом остались Свердловка и Радичев
(тут по путеводителю четыре городища: VI -III вв. до н. э. и Х -
ХIII вв.), за левым - Тимановка. Но деревень по-прежнему не видно.
Видимо из-за дождя стало меньше и рыбаков. Идем как-будто по диким
местам.
В детстве любил смотреть фильмы
"про индейцев" с Гойко Митичем в главной роли. Особенно
нравились эпизоды, когда Следопыт или Чингачгук плыли в пироге под
нависающими ветвями деревьев. Теперь все время ощущаю себя таким
"следопытом", только гуронов в прибрежных зарослях нет.
Берега действительно живописны
и с воды выглядят необжитыми. Птичьи голоса не смолкают даже во
время дождя. Очень красиво поют соловьи. Много аистов и цапель,
но близко к себе они не подпускают.
Учитывая, что сегодня стартовали
поздно, решили продержаться на ходу как можно дольше.
19.45. Остановились на ночлег
уже когда стало темнеть. Место стоянки выбирали с учетом вчерашнего
опыта, то есть не в лесу, а на открытом лугу, но вблизи группы деревьев.
Чтобы и дрова были, и ветер сдувал комаров. Еще одно достоинство
этого места заключалось в том, что на берегу стоял навигационный
знак и при его установке берег укрепили насыпью щебенки. Это облегчало
выгрузку-погрузку. Как выяснилось на следующее утро, мы остановились
прямо напротив с. Разлеты.
Возиться с ужином не хотелось
и ограничились чаем.
Благодаря открытому пространству
и ветру, комаров практически не было (в том смысле, что их было
так мало, что можно было их просто не замечать). Я спал в лодке
даже без москитной сетки. Перед сном долго смотрел в звездное небо.
И хотя весь день была практически сплошная облачность, сразу после
заката небо полностью очистилось. Млечный Путь действительно похож
на разлитое молоко.
Итог дня: длительность сплава
- ок. 5,5 ч, пройдено ок. 20 км.
24
мая, 4-й день. с. Разлеты - с. Короп
8.00. Подъем. Утро пасмурное.
Прямо возле нас местный старик удит рыбу. Он и сообщил нам, где
мы находимся. Чувствуется усталость после первых трех дней. Сказывается
и непривычка к гребле, и отсутствие привычного комфорта, и психологическая
усталость от вчерашнего дождя и от вчерашних комаров. Решили не
спешить с отходом, немного отдохнуть. Рома сходил в Разлеты в магазин
за хлебом и салом. Я сушил вещи и ловил рыбу. Было интересно пообщаться
с местным рыбаком. Он кое-что рассказал о разливе, ловле рыбы, местном
укладе, о переменах в деревне за последние 20 лет. Так, с грустью
поведал о том, что в их деревне тоже еще недавно был паром, можно
было за 5 гривень переправиться. Но из-за чьего-то недосмотра, а
скорее всего "по пьянке", паром смыло паводком и унесло.
И никто даже не думает его искать. Мы потом ниже несколько раз видели
паромы, которые просто валялись прибитые к берегу. Может быть один
из них - Разлетовский? Риторический вопрос.
По путеводителю где-то в этих
местах расположено урочище "Минолино поле", раскопаны
поселение 2 тыс. до н. э. и городище, курган VI-III вв. до н. э.
11.00. Отчалили. Еще похолодало,
сплошная облачность, ветренно. Зато впервые начали грести слажено,
без зарыскиваний по сторонам и без кружения на месте. Руки стали
более ловко держать весло. Даже как-будто стало легче грести. Вот
что значит, пусть маленький, но все же опыт.
13.10. Остановились на обед.
14.00. Двинулись дальше.
14.30. Прошли правым бортом
живописную деревню с не менее живописным названием - Вишенки. Прямо
с воды видна Успенская церковь, а чуть ниже - дворец генерал-губернатора
Малороссии Петра Александровича Румянцева-Задунайского, построенный
знаменитым архитектором Гваренги, в котором Румянцев принимал Екатерину
II во время ее путешествия в Крым (1787). Говорят, что раньше рядом
с дворцом росли вековые дубы, которые зачем-то спилили.
По местному преданию, во времена
Екатерины II от дворца через Десну на луг был перекинут мост. Говорят
также, что сейчас на берегу реки стоит только половина дворца. Вторую
половину, которая принадлежала Разумовскому Кириллу Григорьевичу
- последнему (1750-1764) гетьману Украины, после его ссоры с Екатериной
разобрали и перенесли в близлежащее с. Райгородок, где из строительных
материалов позже (1820) построили Преображенскую церковь. Думаю,
что это может быть всего лишь легенда, так как Румянцев был назначен
генерал-гудернатором Малоросии и построил свой дворец уже после
того, как Разумовский лишился гетманства.
14.34. Отметка "430".
15.38. Прошли под автомобильным
мостом ниже с. Черешенки. Интересно, кто придумал две соседние деревни
назвать "Вишенки" и "Черешенки"? И почему отсутствтуют
"Сливки", "Абрикосовки", "Грушевки"?
17.47. Отметка "410".
Это означает, что за последние три часа средняя скорость была чуть
меньше 7 км/час. Наверное это наш "рекорд" скорости за
все время похода.
19.10. Ввиду приближающегося
грозового фронта, остановились на ночлег. Место стоянки снова выбрали
на лугу, но теперь на левом берегу.
20.10. Едва закончили с установкой
лагеря и приготовлением ужина, как разразилась гроза.
Итог дня: длительность сплава
- ок. 8 ч, пройдено ок. 40 км. Это не слАбо! Почти круто!
25
мая, 5-й день, с. Короп - с. Конятин
10.00. Ночью было холодно. Все
утро дождь со шквалистым ветром. Когда, наконец, к обеду погода
немного успокоилась запекли в фольге картошку с салом. Получилось
очень вкусно и согревающе.
15.00. Отчалили. Пасмурно, ветренно.
17.20. Остановились на обед.
18.15. Двинулись дальше.
19.15. Как и вчера остановились
из-за приближающегося грозового фронта. Но на этот раз только попугало.
Место стоянки на правом берегу напротив с. Конятин.
Итог дня: длительность сплава
- ок. 3 ч, пройдено ок. 10 км. Почти ничего, но с погодой не поспоришь!
Если бы лодка была с "фартуком", закрывающим кокпит, можно
было бы идти и под дождем.
26
мая, 6-й день, с. Конятин - с. Малое Устье
5.00. Рекордно ранний подъем.
Во-первых, потому что накануне рано легли спать, во-вторых, потому
что вчера мало прошли и совсем не устали, и в-третьих - наконец-то
хорошая погода! Как мы по ней соскучились. Еще холодно, но уже ясно
и безветренно. Присутствие на небе солнца уже само по себе воодушевляет
и побуждает к действиям.
На завтрак плов с изюмом - вкусно!
Дома так не приготовить, нет того аромата (да и аппетита!).
7.00. После быстрых сборов,
покинули гостеприимный берег с добрым, почти живым именем - Конятин.
7.30. Прошли отметку "390".
8.30. По карте примерно через
час после отметки "390" можно было ожидать протоку, которая
существенно спрямляла бы наш путь. И действительно мы обнаружили
нечно похожее. Только смущало, что в этой "протоке" подозрительно
отсутствовало течение. Зато берега были уж больно живописны. И уж
очень хотелось, чтобы это была именно та протока, которую мы видим
на карте (нужно иметь в виду, что у нас карта 1977 года, а сегодня
- 2009 на дворе!). Прошли мы по этой протоке минут десять, пока
все сомнения окончательно не развеялись - не протока это, а залив.
Десять минут отдохнули, полюбовались кувшинками и еще десять минут
назад - полчаса потеряны. Но это с точки зрения движения по маршруту.
А с точки зрения впечатлений - плюсов гораздо больше, чем потеряного
времени. Есть что-то притягательное в том, чтобы не идти проторенным
путем, а искать свою тропинку: "нормальные герои всегда идут
в обход". Отрицательный результат - тоже результат! Гребем
дальше...
9.20. Таки нашли нужную протоку.
Ее ни с чем не спутаешь. Вода в нее врывается как в бутылочное горлышко.
Интересно, что на берегах протоки ведутся какие-то интенсивные землеустроительные
работы. Техники - как на комсомольско-молодежной стройке 70-х. В
наше-то время! Через годик можно будет посмотреть - к чему все это.
Очень бы хотелось, чтобы в Десне
было такое же сильное течение как в этой протоке. Одно удовольствие!
Опыт показал, что наш "Каньон 2+" все-таки лодка для сплава,
а не для гребли (это собственно и раньше было понятно, но одно дело
теоретическое знание, а другое - практическое).
10.50. Остановились на обед
на левом берегу на удобной песчаной косе напротив с. Спасское. Это
первая песчаная коса, которую довелось повстречать. Раньше все берега
были топкие, сразу из лодки не удавалось ступить на твердый берег,
сначала 1-2 шага по щиколтку в глине. Это здорово портит впечатление
от живописности берегов. Каждый раз выходя из лодки или снова забираясь
в нее приходилось преодолевать полосу грязи (соответственно - мыть
ноги или сапоги). Если учесть, что погода почти все время была пасмурной
и не теплой, то понятна наша радость ступить прямо из лодки на твердый
берег без риска замараться по колено в грязи.
12.00. Двинулись дальше. Примерно
через час прошли очень красивый высокий обрывистый берег, поросший
соснами.
15.30. Прошли паром и ЛЭП напротив
с. Сосница, родины А. П. Довженко.
16.45. Отметка "350".
Позади 150 км - ровно половина нашего маршрута!
17.40. С чувством выполненного
долга остановились на ночлег чуть ниже устья реки Сейм - самого
большого притока Десны. Устье Сейма не поразило, с виду - обычный
залив. Как обманчив может быть вид одного фрагмента целого! Место
стоянки - на правом берегу ввиду с. Малое Устье. В районе села ведутся
берегоукрепляющие работы.
Лагерь разбили прямо на берегу.
Уже собрались было готовить ужин, но тут случилось проходить мимо
местному рыбаку. Разговорились, то да се, оказалось, что он как
раз идет проверять свои снасти на предмет наличия улова. Скромно
спросили, можем ли и мы на что-то рассчитывать (в смыле ухи). Ответ
был ожидаемо уклончивым - дескать нужно сначала посмотреть, поймалось
ли что-то, а то уж больно бесчинствуют браконьеры с электроудочками,
нехристи этакие. И как же пришлось удивиться, когда через полчаса
этот рыбак выбросил нам на берег из лодки подлещика гамм на 400!
Большое спасибо доброму человеку! Когда он чуть позже возвращался
домой, то в котелке уже варилась уха. Мы предложили ему разделить
с нами трапезу, но он скромно отказался сославшись на домашние дела
и на баньку, которая его уже дожидается. Напроситься еще и в баньку
не хватило смелости.
Итог дня: длительность сплава
- ок. 9,5 ч, пройдено ок. 45 км. Наш рекордный дневной переход!
27
мая, 7-й день, стоянка у с. Малое Устье
9.00. Подъем. Завтрак. Рома
отправился в деревню в магазин купить чего-нибудь вкусненького,
а я стал готовиться к отходу. И тут, первая неприятная неожиданность
- оба главных (бортовых) баллона лодки разгерметизованы - разошлись
фабричные швы. Как это могло произойти? Для меня до сих пор загадка.
Накануне, когда поднимали лодку из воды оба баллона были в порядке.
Теоретически могло быть две причины. Первая, от перегрева на солнце,
вследствие расширения воздуха, давление в баллонах превысило норму;
но в шесть часов вечера солнце уже не такое жаркое. Вторая, кто-то
тяжелый сел сразу на оба баллона и это опять же привело к превышению
давления. Но что-то я не смог припомнить, чтобы именно накануне
вечером кто-то садился на баллоны (хотя раньше мы действительно
иногда садились на борта); к тому же мы оба не тяжеловесы, всего
где-то по 70 кг. Но даже если и садились, то должны были бы почувствовать,
как лопаются швы и баллоны сдуваются. Может быть, конечно, и банальное
низкое качество проклейки швов на производстве.
В любом случае, независимо от
причины, лодку необходимо чинить. Опыта подобного рода работ у меня
не было, но инструкции я знал. Первое, по звуку выходящего воздуха
нашел места разрыва. Это оказалось не сложно и заняло всего несколько
минут, не понадобилось даже вынимать баллоны из оболочки. Намазал
края шва в месте разрыва клеем, подождал 10 мин и крепко прижал.
Для этого положил шов на лопасть весла и прижал выпуклой частью
столовой ложки, используя вес своего тела. Теперь осталось только
подождать некоторое время, чтобы клей полностью полимеризовался.
Когда Рома вернулся из магазина
с разными вкусностями, устроили совет. Решение было простым: если
швы заклеятся - идем дальше, если нет - садимся на автобус и домой.
Принимая во внимание, что сроки участия Ромы в походе подходили
к концу (у него было свободное время только до 29 мая) решили, что
не зависимо от результата ему есть смысл уехать домой прямо завтра
утром, то есть 28 мая. Один день все равно ничего не решает.
Раз уж так случилось, что сегодня
спуститься на воду нет возможности, естественно получилась "дневка"
- целый день отдыха. Как говорится, "не было бы счастья, да
несчастье помогло". Перенесли лагерь дальше от берега, в тень,
под кроны старых лип. Натянули противомоскитную сетку. Днем, когда
я спал, а Рома ушел купаться, прямо к лагерю подошел большой красивый
аист. Бродил вокруг, клевал что-то в траве. Меня за сеткой он не
видел. А я проснулся и наблюдал за ним.
Вечером проверили баллоны (прошло
ок. 6 часов с момента ремонта). Все оказалось в порядке. С этим
и легли спать, но перед сном снова, теперь уже вдвоем, смотрели
на звезды, на Млечный Путь. Именно в этот вечер впервые после новолуния
взошел молодой месяц. Было очень красиво!
Итог дня: длительность сплава
- 0 ч, пройдено 0 км. Ремонт лодки и отдых! Баловали себя халвой.
28
мая, 8-й день, с. Малое Устье - с. Куковичи
5.00. Подъем. Быстрые сборы
и чай.
5.30. Попрощались с Ромой, он
уехал домой на автобусе (через Чернигов).
7.50. Снова на воде. На всякий
случай надуваю баллоны на 3/4, чтобы лодка только держалась на плаву.
С одним человеком на борту и вещей стало меньше. Погода тихая, ясная.
Гребу неспеша, в свое удовольствие. Стараюсь держаться стремнины,
чтобы река "работала" больше, а я меньше. К сожалению
совсем не работать веслом не получается. Течение и ветер все время
норовят поставить лодку кормой вперед. Сколько ни экспериментировал
с центровкой и изменением парусности, перемещая груз вдоль байдарки,
результат один и тот же. Приходится если и не грести веслом, то
хотя бы подруливать.
8.25. Прошел под автомобильным
мостом который соединяет Малое и Большое Устья. Этого моста тоже
нет на моей карте. Солнце припекает так, что приходится каждые 15
мин. травить воздух из баллонов.
8.43. Надоело это занятие, остановился
в тени, чтобы немного охладить лодку и себя.
9.20. Прошел левым бортом очень
красивую березовую рощу. Можно было бы отдохнуть здесь, но у меня
жесткий график. За шесть дней, которые имеются в распоряжении, нужно
пройти более 150 км, а это примерно 25 км за один день. Опыта одиночного
плавания у меня нет, будут ли еще проблемы с баллонами - неизвестно,
что скажет погода - еще одно белое пятно. Так что решил, что пока
все в порядке - пройду еще немного, пока не началась настоящая полдневная
жара.
10.30. Дневная стоянка. Очень
жарко не только для лодки, но и для меня. Когда было холодно и пасмурно,
хотелось больше солнца, но когда оно засветило на полную, то снова
хочется прохлады. Чтобы идти под полуденным солнцем нужно полностью
закрывать тело одеждой: футболка с длинным рукавом, перчатки, брюки,
шапочка, платок на шею. Очень пригодились бы автоматические клапаны
для стравливания избыточного давления в баллонах. Это самая большая
техническая проблема лодки, решить которую можно будет только вернувшись
домой.
Место стоянки почти идеальное
- лодка и берег в тени, можно или ловить рыбу, или спать прямо в
лодке. Почти, потому что место для костра на солнце. Сварил гречневый
суп, пообедал, поспал, половил рыбу (поймал несколько "килек",
но отпустил, потому что не было желания возиться с ухой).
16.00. Большая жара спала, поэтому
можно двигаться дальше. Погода по-прежнему тихая и ясная.
16.15. Прошел отметку "335".
17.22. "330". Это
означает, что за 1 час и 7 мин. пройдено 5 км.
17.37. Прошел мимо пристани
на правом берегу. Не у кого было спросить, что это за местность.
Скорее всего уже Макошино.
18.05. Прошел под ЛЭП, а еще
через 10 мин под железнодорожным мостом. Метров за сто до моста
стремнина сильно закручивается под левым берегом. Пожалуй, единственное
место на всем участке Десны, который я прошел, которое вызывает
ощущение опасности. В лодке, конечно, абсолютно безопасно, но пловцу
сюда лучше не заплывать. Вообще водоворотов много, но только этот
выглядит по-настоящему угрожающе.
Ниже моста прямой участок, хорошее
течение и легкий попутный ветерок. Решил воспользоваться случаем
и отдохнуть. Удалось целых 40 минут не притрагиваться к веслу и
все же двигаться в нужном направлении с нормальной скоростью. Благодать!
Это как раз такой вид путешествия, на который я надеялся: отдыхал,
лежа в лодке и глядя на облака, пил чай из термоса с халвой и печеньем,
слушал птиц. По правому берегу Макошино, но людей практически нет.
Только вдали какой-то пароход гудит как сумасшедший каждые 10 мин.
Мне его еще не видно, но догадываюсь, что гуляет какая-то шумная
кампания. Прошел мимо очередного парома.
Перед поворотом реки вправо
увидел таки "нарушителя спокойствия". Оказалось очень
милый катерок с чудным не украинским именем "Колибри".
Единственное встреченное судно за все время путешествия. Скорее
всего оно принадлежит службе, устанавливающей судоходную обстановку
на реке. Жалко, что когда я проплывал мимо на борту никого не было,
вся компания (человек 20-30) обедала на берегу. Так хотелось поговорить
если не с капитаном, то хотя бы с матросом.
20.00. "320"-й км.
20.52. Еще один паром. Ниже
Макошино в связи с хистианским праздником "Вознесение Господне"
на берегах много отдыхающих. Хоть у нас народ и не очень религиозен,
но православные праздники любит за возможность не работать и хорошо
выпить. Для меня же это создало некоторые затруднения с выбором
стоянки. Все удобные места оказались заняты.
21.40. Немного ниже с. Куковичи,
уже почти в сумерках, наконец остановился на свободном месте на
правом берегу. Место хорошо оборудовано местными отдыхающими: стол,
лавки, навес, отличный песчаный пляж. Скорее всего оно оказалось
свободно, потому что компания его уже просто покинула. Сразу после
установки лагеря и ужина лег спать с чувством выполненного долга
и полного удовлетворения.
Итог дня: длительность сплава
- почти 8,5 ч, пройдено около 35 км.
29
мая, 9-й день, с. Куковичи - с. Максаки
9.00. Подъем. Решил сегодня
не спешить и немного отдохнуть до обеда. Это решение оказалось ошибочным,
потому что на солнце снова разошелся шов на левом боротовом баллоне
(но не в том месте, где я вчера клеил, а совершенно в новом). И
это не смотря на то, что утром лодка была практически спущена? Укрепляюсь
в уверенности, что на производстве не уделили достаточного внимания
прочности проклейки швов.
11.30. Что поделать, снова берусь
за клей, благо опыт уже есть. Теперь снова загорать. Погода хорошая
и пляж замечательный.
12.00. На мотоциклах прикатила
группа местных подростков из Куковичей. Удивили своей вежливостью
и деликатностью. Я как раз лежал, отдыхал, так они сразу, как увидели
меня, притихли. Кто-то негромко сказал: "Тыхо. Бачыте, люды
вIдпочивають", и сразу ушли купаться. Когда вернулись, увидели,
что я шевелюсь и вежливо предложили пива. Я, конечно, согласился.
Было бы не тактично отказываться. Спросил, что празднуем. Оказалось
- "последний звонок". Дома и моя дочь в этот день праздновала
свой последний звонок.
После обеда ребята уехали и
я снова остался один. В основном прятался от солнца в тени.
18.10. Отчалил. Баллон держит.
18.55. Прошел мимо какой-то
деревни. Подозреваю, что Максаки.
21.00. Остановка на ночлег.
Не могу точно сказать, где это было, не у кого было спросить, а
четких ориентиров не оказалось. Где-то между Максаками и Дибровкой.
Итог дня: длительность сплава
- почти 3 ч, пройдено около 15 км.
30
мая, 10-й день, с. Максаки - с. Салтыкова Девица
6.00. Подъем. Завтрак.
7.10. Отчалил. Погода тихая,
ясная.
7.22. Прошел отметку "300".
Приятная "круглая" цифра. До финиша примерно 100 км.
8.25. Прошел мимо с. Ушня.
9.15. Остановился на дневную
стоянку. Можно было бы еще около часа идти, но уж больно соблазнительно
выглядело место. Даже берег был высыпан песком, чтобы не вязнуть
в грязи. Не говоря уже о столике, лавках, оборудованном месте для
костра.
Возвращаясь воспоминаниями назад,
могу сказать, что это был главный день всего путешествия. Не потому,
что что-то важное произошло или были какие-то особые по красоте
места. Всегда удивляюсь, что САМОЕ ГЛАВНОЕ происходит тогда, когда
не происходит НИЧЕГО ОСОБЕННОГО. И в то же время понимаешь, что
это и есть ТО САМОЕ, ради чего и понесло неизвестно куда неизвестно
за чем.
Что же это было? Очень простое
переживание, что ... (сначала попробовал описать словами, но понял,
что получается слишком неадекватно).
Знал ли я ЭТО раньше? Конечно
знал. Переживал ли раньше это чувство? Да, переживал. Но не так,
как в этот раз. И не могу даже описать, что было не так как раньше.
Может быть глубина, а может быть то, что это переживание до сих
пор не заканчивается. И в тот момент, когда возникло, уже было знание,
что это переживание никогда не закончится.
В каком-то смысле в этот день
мое путешествие по Десне закончилось. Но до Чернигова еще почти
90 км. И не смотря на то, что можно было бы уехать домой из любой
ближайшей деревни, я знал, что должен дойти до Чернигова на байдарке.
И никак иначе. А если я этого не сделаю, то и всего, что произошло
за десять дней тоже как-будто не будет. Мир - есть ОДНО, и нельзя
ничего изменить, чтобы не изменилось и все остальное.
Как всегда бывает в такие моменты
в моей жизни, сразу изменилась погода. По-прежнему оставалось тепло,
но появились облака. Это значит, что можно идти дальше.
14.00. Отход. Тихо, переменная
облачность. Почти весь оставшийся день если и дул ветер, то только
попутный, хотя русло все время виляет и иногда поворачивает на 180
градусов.
14.25. "290".
15.28. "285". Значит
средняя скорость - 5 км в час. Прямо напротив километрового знака
на левом берегу хорошо оборудованная стоянка, отдыхающие. Еще 100
м ниже - пляж и база отдыха. Местность называется "Лысая гора".
Ближайшая деревня - Кладьковка.
16.25. Остановился на обед.
17.25. Двинулся дальше. Оказалось,
что сразу за поворотом отличный "городской" пляж. Полно
людей, многие с семьями и детьми: купаются, ловят рыбу.
Забегая наперед могу сказать,
что от "Лысой горы" и дальше до Салтыковой Девицы и еще
ниже - начинаются людные места, много баз отдыха. И если раньше
встречались только в основном местные рыбаки, то теперь много приезжих
на машинах и с палатками. Что ни спроси, ничего не знают. Если не
рыбаки, то грохочет музыка, если рыбаки, то ревет мотор на лодке.
Одно слово - горожане.
17.39. По правому борту пристань
"Кладьковка" (хотя одноименная деревня расположена на
левом берегу). Тут же база отдыха. Говорят, что начнет работать
с 1-го июня, то есть послезавтра.
18.05. Прошел левым бортом "Титаник"
- катер, установленный на берегу как кафе. Видимо еще одна база
отдыха. Возможно, что на обилие отдыхающих сказывается и то, что
суббота - выходной. Но думаю, что все же в большей степени влияет
приближение к Чернигову. Все больше "цивилизации".
18.30. Снова река и погода предоставила
случай в течение 15 минут забыть о весле. Просто лежал в медленно
плывущей по течению лодке, смотрел в небо, на облака, на верхушки
деревьев, на пролетающих птиц... Чудное состояние покоя и гармонии.
19.10. Перебросился парой слов
с рыбаком из соседней Хибаловки. Раз уже рядом Хибаловка, значит
свою дневную "норму" в километрах я уже выполнил, можно
искать место для ночевки.
19.48. Привал. Ориентировочно
нахожусь немного выше Салтыковой Девицы.
Итог дня: длительность сплава
- около 6,5 ч, пройдено около 30 км.
31
мая, 11-й день, с. Салтыкова Девица - с. Локнистое
6.00. Подъем. Чай. Сборы. К
этому моменту сборы - не более 15 минут (а в первый день - часа
два). Перед стартом стал подкачивать лодку, обнаружил утечку в одном
из днищевых баллонов. Заклеил и не стал ждать, пока полимеризуется
клей, просто не надувал до вечера этот баллон. На поведении лодки
и на грузоподъемности это никак не сказалось.
6.45. Старт утреннего перехода.
8.27. Пристань "Салтыкова
Девица". Тут же база отдыха. У берега моторные лодки.
С 9 до 9.45 оставил весла и
ловил рыбу на ходу. Рыбачил уже не для того, чтобы что-то поймать,
а просто для удовольствия. Как-то ощущал, что не в этот раз быть
улову, но было приятно держать спиннинг в руках, смотреть как играет
блесна или силиконовая рыбка, чувствовать глубину и силу течения
реки. Я из тех рыбаков, для кого важен не результат, а сам процесс.
После Салтыковой на воде стали
появляться моторки. Не так много, как под Киевом, но все же заметна
разница с местами под Новгородом. Река стала заметно шире, а потому
сложнее держаться стремнины. Она то подходит под самый берег, то
снова отходит к середине реки.
10.45. Остановился на привал
на правом берегу под одинокой, очень большой и старой ивой. Ее корни
наполовину обнажились и она стала видна целиком - от верхушки до
корней. Очень мощное и живое дерево. У меня было ощущение, что я
ее немного потревожил. Сначала хотел отдыхать примерно до четырех
часов, но не усидел здесь так долго.
13.18. Отход.
14.40. Прошел мимо какой-то
пристани (или парома?).
14.53. Снова остановился в тени.
Долго оставаться на солнце и самому тяжело и воздух из баллонов
приходится все время травить. Неудобная процедура на воде.
15.33. Двинулся дальше.
16.12. Прошел под живописным
высоким обрывом, над которым как в прыжке замер деревянный домик.
Один угол - на расстоянии не более полуметра от края обрыва. Это
- техническая база, обслуживающая газопровод высокого давления,
который здесь проходит по дну Десны. Ближайшая деревня - Авдеевка.
16.18. Сразу за поворотом остановился
на очень удобном и красивом пляже. Наверное, самым удобным за все
время путешествия. Это все еще территория газовой станции. Кругом
таблички: "палатки не ставить - костры не разводить - якоря
не бросать". Людей почти нет - старик с внуком и один рыбак
на лодке на середине реки. Чуть позже подошла веселая компания,
праздновали день рождения, а теперь пришли искупаться. Один сходу
нырнул в воду. Вышел, нога в крови, пляж оказался с сюрпризом. Чем-то
сильно разрезал ступню. Оказалось, что это как раз и есть именинник.
Так уж случилось, что я ему на день рождения подарил простой коробок
спичек. Вернее, я его сначала подарил, а уже потом узнал о дне рождения.
Так что получилось как будто я подарил на день рождения...
18.15. Хоть и не хотелось, но
"труба зовет", оставил и этот пляж.
18.55. Не прошло и часа, как
на горизонте показался грозовой фронт. Срочно пришлось чалиться
и разворачивать лагерь, хотя место попалось не совсем свободное
- метрах в 30-ти стояла чья-то палатка. Дождь не дал времени выбрать
более безлюдное место. Только успел все закончить, ровно с последним
вбитым колышком для палатки, пошел дождь. Где-то через час гроза
закончилась.
В начале девятого подошел сосед,
предложил вместе посидеть вечером у костра. Его товарищи только
сегодня уехали, а он остался еще на один день, уж очень хорошо клевала
рыба: сом, лещ. И хотя мне очень хотелось принять его предложение,
но график поджимал. Я планировал утром вставать рано, где-то в 5
часов. А если сидеть у костра с одиноким рыбаком, то можно и до
часа-двух ночи просидеть. А у него бы наверняка и что-то крепче
чая нашлось бы. Тогда бы рано не встал. К тому же все вокруг мокрое.
Так что я от предложения отказался и сразу лег спать.
Итог дня: длительность сплава
- около 7 ч, пройдено около 30 км.
1
июня, 12-й день, с. Локнистое - с. Брусилов
5.30. Подъем. Дождь с перерывами
шел всю ночь и как будто не собирался заканчиваться. Небо полностью
затянуто дождевыми тучами. Ни одного просвета до горизонта. Пришлось
ждать. В короткие перерывы дождя костер тоже не хотелось разжигать
- все насквозь мокрое. У соседа выяснил свое местоположение. Ближайшее
село - Локнистое. Место очень красивое и рыбное. Но и рыбаков хватает.
9.12. Наконец, с легким попутным
ветерком, в путь. До Чернигова еще 45-50 км, а у меня два дня. На
небе переменная облачность, дымка, парит.
9.55. "240", значит
до финиша примерно 40 км.
12.50 - 13.00. Прошел село Боромыки.
13.25. Хоть и не быстро я передвигаюсь,
но как-то умудрился догнать грозовой фронт. Решил остановиться у
берега не выгружаясь из лодки и подождать, пока фронт уйдет вперед.
Ничто не предвещало, что тучи могут изменить направление своего
движения, они явно убегали вперед. Казалось, что мне нужно просто
немного подождать. Сначала так и было.
13.58. Внезапно, всего за несколько
минут, "хвост" грозы резко изменил направление движения.
Причем самые низкие тучи продолжали удаляться от меня, но чуть выше
хоть и относительно небольшая, но совершенно черная туча пошла перпендикулярно
прямо на меня. Едва успел накрыться клеенкой, как пошел дождь. Сначала
я не придал этому большого значения, думал: так небольшой дождик
минут на 15. Но вместо того, чтобы стихать, дождь стал страмительно
усиливаться.
Когда я минут через десять выглянул
из-под клеенки, то был просто ошарашен - вместо очень черной, но
небольшой тучи, полностью черное небо - от горизонта и до горизонта.
Именно, не темно-серое, а черное! Такое впечатление, что туча просто
опустилась прямо на землю. Гром и молнии стали сверкать практически
каждую минуту. Дождь перешел в ливень, я с трудом мог разглядеть
нос лодки. Очень резко похолодало, как будто кто-то открыл холодильник.
Понял, что пятнадцатью минутами не обойдется. Но, в конце концов,
я ведь надежно накрыт клеенкой, все вещи в непромокаемых герметичных
мешках, лодка причалена к высокому берегу, который прикрывает от
ветра.
Что было дальше, трудно описать
словами. Я такого своими глазами еще никогда не видел. С неба повалил
град, сначала величиной с горох, потом с вишню, а потом и со сливу
величиной. И не только размер градин потряс, но и плотность. Было
такое впечатление, что град сыпался как из кузова самосвала. Всего
за несколько минут лодка оказалась полностью засыпана льдом слоем
примерно в пять сантиметров. Поскольку у моей лодки дно надувное,
то и вся вода вместе со льдом стала собираться подо мной. Мгновенно
я оказался в "тазике" со льдом. Хорошо еще хоть, что сидел
на свернутом туристическом коврике и во льду оказались только ноги
по щиколотку.
Одновременно с дождем и градом
стал усиливаться и ветер. Иногда он немного отрывал лодку от берега
(я был причален только одним концом), тогда вообще казалось, что
вода поднимается и тут же падает в лодку. Стал стараться не отрываться
от берега, пробовал за корни, торчащие из обрыва, притянуться под
защиту, но неожиданно там, где я тянул за корни берег стал оседать.
Тут же отпустил корни, уж лучше пусть полностью затопит лодку, надувная
она не потонет, даже если ее зальет до краев, чем обвалится глинистый
берег трехметровой высоты, к которму я еще и привязан. Такая перспектива
совсем не привлекала. Оставалось только одно, оставить всякие попытки
сопротивляться и ждать, пока стихия не угомонится. В каком-то смысле
под клеенкой было надежно и сухо, только ноги в ледяной каше, а
лодку все больше заливает водой. Вот когда пожалел, что нет "фартука",
закрывающего кокпит от дождя и брызг.
Время от времени выглядываю,
не виден ли просвет. Но увы! Стихия бушевала целый час. Даже удивительно,
откуда она брала все новые силы. Но все когда-нибудь заканчивается.
Закончилась и эта гроза. Сразу проглянуло солнце. Облака уходящей
грозы образовали фантастическую по своей красоте фигуру очень похожую
на "ядерный гриб" огромных размеров.
Направился к противоположному
пологому берегу сушиться. Причалил, вынес вещи из лодки, остался
только лед, его можно было выгребать лопатой. Попробовал перевернуть
лодку, чтобы вылить воду, и не смог ее поднять (!). Только тут "оценил"
собравшееся количество воды. Дело в том, что под надувным дном воду
не видно. С трудом, переломив лодку на миделе, через нос и корму
слил большую часть воды. Смог, наконец, ее переврнуть и слить остатки.
Теперь можно было бы и дальше идти, но решил все-таки немного обсохнуть
и погреться. Обнаружилось, что опять дыра в одном из днищевых баллонов,
теперь в другом. Это уже явно не из-за перегрева. Даже заклеивать
не стал.
18.13. Одежда и лодка просохли,
отчалил.
19.50. Прошел устье Снова, крупного
правого притока Десны. Вокруг много не местных рыбаков (все на машинах).
Спросил у одних, где я и далеко ли по воде до Чернигова. Ответили,
что это Брусилов, а до Чернигова совсем не далеко. Сказал, что планирую
завтра быть уже там. Замахали руками, какое там завтра, сегодня
уже будете в Чернигове. Я понял, что эти все измеряют временем езды
на машине. Так, конечно, будет минут 20, а по реке еще те же 20,
но только километров.
20.00. Остановился на последний
ночлег. Берег красивый, удобный, но весь усеян коровьими лепешками.
Еле-еле нашел клочек чистой земли для палатки. Как будто специально
напоследок вечер выдался просто чудесным и по виду закатного неба
и по интенсивности игры рыбы в воде. Сделал последнюю попытку поймать
свою "большую рыбу". Бросал блесну прямо в пасть разгулявшейся
щуке. Полчаса продолжалась эта игра, пока я, увлекшись, не потерял
осторожности и не забросил блесну прямо в коряги. Нырять не хотелось
и пришлось обрезать леску. Самая любимая мельхиоровая блесна, на
которую наловлено немеряно щук, еще из моего детства, осталась как
сувенир на дне Десны. А что еще я мог тут оставить? Пусть будет
блесна. Во всяком случае, это не был мой выбор. Десна сама взяла
то, что сочла нужным. Не мне решать: правильно это или не правильно,
хорошо или плохо. Так случилось. С этим, полностью удовлетворенный,
лег спать. Уже знал, что завтра точно буду в Чернигове. Но оставался
открытым вопрос, буду ли таже завтра и в Киеве?
Итог дня: длительность сплава
- около 6,5 ч, пройдено около 30 км.
2
июня, 13-й день, с. Брусилов - г. Чернигов
8.00. Подъем. Не думал, что
просплю так долго.
9.20. Отчалил. Погода пасмурная,
встречный ветер, короткая волна. Идти тяжело.
10.39. "210". Прямо
от знака впереди за изгибом видна деревня - Ульяновка. Скоро Чернигов.
Жду.
13.15. Уже слышен вдали гул
дороги, видны трубы ТЭЦ. Когда много дней назад думал о том, как
подойду к Чернигову, то представлял себе купола церквей. Оказалось
все гораздо прозаичнее.
13.26. Прошел под ЛЭП. Впереди,
впервые за все путешествие, вижу серьезно укрепленный берег. Сразу
за поворотом открылся город, жилые дома. Заморосил дождь.
14.00. Ошвартовался в городе,
на городском пляже в районе Рокоссовского (конечная 1-го троллейбуса).
По-прежнему моросит. Выгружаю вещи, мою лодку. Просушить видимо
не удастся.
15.40. Упаковал лодку. Дождь
затих. Осталось упаковать остальные вещи. Чувствуется усталость.
17.00. Вышел на дорогу. Сел
в маршрутку до вокзала.
18.35. Рейсовый автобус до Киева
(рейс Минск-Николаев, через Чернигов и Киев).
20.40. Киев, станция метро Черниговская.
Итог дня: длительность сплава
- около 4,5 ч, пройдено около 20 км.
К сожаленю, очень
много впечатлений не удалось вместить в этот отчет, который и так
получился длиннее, чем хотелось бы. Вокруг нас все время было много
птиц: аисты, цапли, ласточки, вороны, соловьи, кукушки (встречали
и хищных птиц, только их видовых названий я не знаю). Рыба играла
так разнообразно и демонстративно, что иногда казалось можно поймать
ее руками. Конечно, лягушки, с неизменными вечерними концертами.
Облака, ветер, запахи, река...
Конечно, у Десны есть свой "характер",
свой нрав. Я его все время ощущал, но не могу точно выразить словами.
Здесь нужно быть немного писателем. И местные рыбаки... Не те, которые
приезжают на машинах и моторных лодках, и не те, которые сделали
из рыбалки промысел, а те, которые просто любят реку, рыбу, свою
деревню, знают каждый изгиб русла, каждый омут, каждое дерево на
берегу.
Каждая мимолетная встреча оставила
в сердце свой след и отложилась в памяти. В какой-то мере и эти
записки тоже будут помогать мне вспоминать проведенные на Десне
дни.
До
свидания, Десна! Спасибо за все! До скорой встречи!
|