Медитативные
техники Ошо для повседневной жизни
"Если вы не используете обычную жизнь
как метод медитации,
ваша медитация станет
видом бегства от действительности". (Ошо)
Секрет Золотого Цветка
Ошо рекомендует делать эту
технику сразу же после пробуждения утром, перед тем как встать с
постели, или вечером, непосредственно перед сном. Он описывает эту
медитацию следующим образом:
Просто ложитесь на спину, как
вы обычно это делаете. Закройте глаза. На вдохе просто представьте
себе, как великолепный свет входит через вашу голову в тело, как
если бы у вас над головой только что взошло Солнце - через голову
в вас вливается золотой свет.
Вы совершенно пусты, а через
голову вливается золотой цвет, льется, льется, льется, проходит
все глубже и глубже, и выходит через пальцы ног.
На выдохе представьте себе другую
картину: через пальцы ног в вас входит тьма, величественная темная
река вливается в вас через пальцы ног, поднимается вверх и выходит
через голову.
Дышите медленно и глубоко, чтобы
вы успевали себе это представлять. Вдох, позвольте золотому свету
войти в вас через голову, потому что именно там ждет Золотой Цветок.
Золотой свет поможет. Он вычистит все ваше тело и заполнит его созидательностью,
творчеством. Это - мужская энергия.
Затем, на выдохе, позвольте
тьме, - настолько кромешной, насколько вы можете себе представить;
темной ночи, реке тьмы, - подняться от пальцев ваших ног вверх.
Это - женская энергия, она смягчит вас, она сделает вас восприимчивым,
она успокоит вас, она даст вам отдых - и позвольте ей выйти через
голову. Затем снова вдох, и входит золотой свет.
Делайте это в течение двадцати
минут рано утром.
Второй наилучший момент - это
вечер, время отхода ко сну. Ложитесь в постель; на несколько минут
расслабьтесь. Когда вы почувствуете, что вошли в промежуточное состояние
между сном и бодрствованием, как раз посередине, начинайте делать
эту технику и продолжайте в течение двадцати минут.
Лучше всего, если вы заснете
за этим занятием, потому что процесс останется в подсознании и будет
продолжать работу. И через три месяца вы будете удивлены: энергия,
которая постоянно скапливалась в муладхаре, в нижнем сексуальном
центре, больше там не скапливается. Она движется вверх.
Стоп!
Начните практиковать один очень
простой метод, по крайней мере 6 раз в день. Каждый раз для этого
нужно только полминуты, так что это составит три минуты в день.
Это самая короткая медитация в мире! Но вы должны делать ее внезапно
- в этом вся суть. Идя по улице, вы вдруг вспоминаете. Остановитесь,
остановитесь полностью, никаких движений. Будьте присутствующим
в течение полминуты. Какова бы ни была ситуация, остановитесь полностью
и просто будьте свидетелем тому, что происходит. Потом снова начинайте
двигаться. 6 раз в день. Можно делать больше, но не меньше - вы
больше откроетесь. Это нужно делать внезапно.
Если вы внезапно становитесь
присутствующим, вся энергия изменяется. И это происходит настолько
внезапно, что ум не может немедленно создать новую мысль. На это
нужно время, разум глуп. Где угодно, как только вы вспомните, встряхнитесь
всем существом и остановитесь. Не только вы осознаете это. Вскоре
вы почувствуете, что другие осознали вашу энергию - что произошло
нечто; в вас входит что-то неведомое.
Раскрывая сердце
Сердце - это врата без створок,
ведущие в реальность. Переместитесь из головы в сердце. Все мы пребываем
в голове, как будто нас подвесили там на крючок. Это наша единственная
проблема. И у нее есть только одно решение: спуститесь из головы
в сердце, и все проблемы исчезнут. Проблемы создаются головой. И
вдруг все станет таким ясным и таким понятным, что человек приходит
в изумление: как это он умудрялся постоянно выдумывать проблемы?
Тайны остаются, проблемы исчезают.
Тайн - обилие, проблемы же улетучиваются.
А тайны прекрасны. Их не надо
решать. Ими надо жить.
От
головы к сердцу
Первое: старайтесь быть без
головы. Представьте себя безголовым; живите без головы. Звучит довольно
абсурдно, но это одно из самых полезных упражнений. Попробуйте,
и вы сами в этом убедитесь. Пусть вам кажется, будто у вас нет головы.
Сначала это будет "как будто". Вы почувствуете себя очень непривычно.
На первых порах это вызовет очень неестественное и странное чувство.
Но постепенно вы начнете перемещаться в сердце.
Существует один закон. Вы, вероятно,
замечали, что у того, кто слеп, очень чуткий и музыкальный слух.
Слепые люди очень музыкальны, они глубоко чувствуют музыку. Почему?
Энергия, которая обычно движется через глаза, не может у них так
двигаться, поэтому она выбирает другой путь - через уши.
Слепые люди тоньше чувствуют
прикосновение. Если слепой коснется вас, вы сразу почувствуете разницу.
Основную работу при прикосновении мы проделываем глазами: мы касаемся
друг друга глазами. Слепой не может прикоснуться глазами, поэтому
энергия проходит через его руки. Слепой человек чувствительнее зрячего.
Это не всегда так, но в основном так. Если какой-то центр энергии
блокируется, она начинает двигаться из другого центра.
Попробуйте выполнять упражнение,
о котором я только что сказал, - представьте себя безголовым - и
однажды вы испытаете странную вещь: как будто вы впервые оказались
в своем сердце. Ходите без головы. Сядьте для медитации, закройте
глаза и почувствуйте, что головы нет. Почувствуйте: "Моя голова
исчезла". Сначала это будет "как будто", но постепенно вы почувствуете,
что ваша голова действительно исчезла. А когда вы это почувствуете,
ваш центр опустится в сердце - тотчас же! Вы начнете видеть мир
через сердце, а не через голову.
Когда уроженцы Запада впервые
оказались в Японии, они никак не могли привыкнуть к тому, что японцы
на протяжении веков считают, что они думают животом. Спросите японского
ребенка (если он не обучен на западный манер): "Чем ты думаешь?"
- и он укажет на свой живот.
Прошли века, а Япония по-прежнему
живет без головы. Если я спрошу вас: "Чем вы думаете?", вы покажете
на голову, но японец покажет на живот, а не на голову - и в этом
одна из причин того, почему японский ум более мирный, спокойный
и собранный.
В настоящее время это нарушается,
ибо Запад распространился повсюду. Востока как такового более не
существует. Восток существует лишь в отдельных индивидуумах, которые
похожи на разбросанные здесь и там острова. Географически Восток
перестал существовать. Теперь весь мир - западный.
Постарайтесь лишиться головы.
Медитируйте, стоя перед зеркалом в ванной. Смотрите в свои глаза
и почувствуйте, что вы смотрите из сердца. Постепенно ваш сердечный
центр начнет функционировать. А когда начнет функционировать сердце,
оно изменит всю вашу личность, ваш строй, модель вашего поведения,
потому что у сердца свой собственный путь.
Итак, первое: постарайтесь лишиться
головы.
Второе: сильнее любите, ибо
любовь действует не через голову. Сильнее любите! Вот почему влюбленный
теряет голову. Говорят, что он сошел с ума. Если вы влюблены и не
сошли с ума, значит, в действительности вы не влюблены. Вы должны
потерять голову. Если же голова не затронута, если она функционирует
как обычно, тогда любовь невозможна, потому что для любви необходимо
сердце, а не голова. Любовь - это функция сердца.
Когда влюбляется очень рациональный
человек, он нередко становится глупым. Он сам чувствует, какую глупость
совершает, какую нелепость. Что он делает! Тогда он разделяет свою
жизнь на две части; он создает разделение. Сердце становится интимным,
глубоко личным делом. Когда он выходит из дома, он покидает и свое
сердце. Действуя в мире, он использует голову и спускается вниз
только тогда, когда любит. Но это очень трудно. Это очень трудно,
обычно такое вообще не случается.
Трудно сойти вниз с пьедестала.
Это становится вашей привычкой. Если вы бизнесмен, вы будете оставаться
бизнесменом и в постели. Трудно сочетать в себе две личности и нелегко
сразу же, как только у вас возникает желание, полностью изменить
модель своего поведения. Это трудно, но если вы влюблены, вам придется
спуститься из головы вниз.
Поэтому, выполняя эту медитационную
технику, старайтесь, как можно сильнее любить. Когда я говорю "как
можно сильнее любить", я имею в виду качественное изменение вашей
взаимосвязи: пусть в ее основе лежит любовь. Любите не только свою
жену, ребенка или друга, любите жизнь как таковую, любите ее все
сильнее. Вот почему Махавира и Будда говорили о ненасилии: таким
образом они создавали любовное отношение к жизни.
Когда Махавира двигается, он
сохраняет осознавание, чтобы не погубить даже муравья. Почему? Дело,
конечно, не в муравье. Махавира спускается от головы к сердцу, он
создает любовное отношение к жизни, как таковой. Чем в большей степени
ваши взаимоотношения будут основаны на любви - все взаимоотношения
- тем активнее будет функционировать ваш сердечный центр. Он начнет
действовать; вы будете смотреть на мир другими глазами: сердце смотрит
на мир по-своему. Ум не умеет смотреть подобным образом, ум на это
не способен. Ум только анализирует! Сердце синтезирует; ум только
рассекает, разделяет. Он делит. Единство приносит сердце.
Когда вы смотрите через сердце,
вселенная предстает перед вами, как единое целое. Когда же вы воспринимаете
через ум, мир становится атомным. Никакого единства, только атомы,
атомы, атомы. Сердце приносит переживание единства. Оно объединяет,
и конечной точкой синтеза является Бог. Если вы способны смотреть
через сердце, вселенная выглядит как единое целое. Это единство
и есть Бог. Целое невозможно увидеть через голову.
Сердечное центрирование
"В любой удобной позе, постепенно
пропитай область между подмышками великим покоем"
Метод очень простой, но он творит
чудеса - попробуйте его. Любой может его попробовать, это неопасно.
В удобной позе: главное пребывать в расслабленной позе - в удобной
позе, в той позе, в которой вы чувствуете себя непринужденно. Так
что не надо принимать никакой специальной позы, или асаны. Будда
сидит в особой позе. В ней он чувствует себя удобно. Если вы практикуете
ее некоторое время, вы тоже можете почувствовать себя удобно, но
сначала этого может и не быть. Нет никакой нужды ее практиковать:
начните с любой позы, в которой вы сразу же чувствуете себя непринужденно.
Не боритесь с позой. Сядьте в удобное кресло и расслабьтесь. Единственное
условие - ваше тело должно пребывать в расслабленном состоянии.
Закройте глаза и почувствуйте
все свое тело. Начните с ног, нет ли там напряжения. Если вы почувствуете
в каком-то месте напряжение, сделайте следующее: напрягитесь еще
больше. Если вы почувствуете в правой ноге напряжение, сделайте
его еще интенсивнее. Доведите напряжение до максимума, а затем вдруг
расслабьтесь и почувствуйте, как туда проникает расслабление. Затем
пройдитесь по всему телу, проверяя, осталось ли где-нибудь напряжение.
Как только обнаружите его, сделайте его интенсивнее: когда напряжение
интенсивное, его легче ослабить. А в промежуточном состоянии сделать
это гораздо труднее - его трудно почувствовать.
Легко двигаться от одной крайности
к другой, очень легко, потому что крайность порождает ситуацию для
перехода к другой крайности. Так что если вы ощущаете напряжение
в лице, напрягите все лицевые мускулы как можно сильнее, создайте
напряжение, доведите его до крайности. Доведите его до такой точки,
когда вы почувствуете, что большее усиление невозможно, - а затем
внезапно расслабьтесь. Таким образом вы убедитесь, что все части
вашего тела, все конечности расслаблены.
Особое внимание уделите лицевым
мускулам, им принадлежит девяносто процентов напряжения (остальному
телу лишь десять процентов), потому что все ваше напряжение находится
в уме, и лицо является его хранилищем. Поэтому напрягите лицо изо
всех сил, не бойтесь. Проделайте это до боли, до болезненных ощущений,
- а затем вдруг расслабьтесь. Проделайте это в течение пяти минут
и убедитесь, что все ваше тело, все конечности расслаблены.
Можете делать все лежа в кровати,
можете сидя - в любой позе, которая кажется вам удобной.
Второе: когда вы почувствуете,
что тело приняло удобную позу, не обращайте на него больше внимания.
Почувствуйте, что тело расслаблено, и забудьте о нем. Дело в том,
что памятование о теле - это разновидность напряжения. Поэтому я
и говорю: не обращайте на него внимания. Расслабьте тело и забудьте
о нем. Забыть - значит расслабиться, потому что если вы слишком
хорошо помните о своем теле, сама ваша память заставляет его напрягаться.
Закройте теперь глаза и ощущайте
область между двумя подмышками: область сердца, грудную клетку.
Сначала ощущайте ее, как раз между двумя подмышками, направьте туда
все внимание, все осознавание. Забудьте остальное тело, ощущайте
только область сердца между двумя подмышками, грудную клетку, ощущайте,
что она исполнена великого покоя.
Когда тело расслаблено, в ваше
сердце автоматически приходит покой. Сердце становится безмолвным,
расслабленным, гармоничным. Когда вы забудете свое тело и направите
внимание на грудную клетку, сознательно ощущая, что она исполнена
покоя, тогда немедленно наступит глубокий покой.
В теле есть две области, два
особых центра, где можно сознательно вызвать определенные ощущения.
Между двумя подмышками находится сердечный центр, а сердечный центр
- источник вашего покоя, когда бы он ни случился. Всякий раз, когда
вы спокойны, ваш покой исходит из сердца. Сердце излучает покой.
Вот почему люди во всем мире, независимо от своей религии, места
рождения, образования, расы, чувствуют одно и то же: любовь возникает
откуда-то из сердца. Никакого научного объяснения этому нет.
Так что всякий раз, когда вы
думаете о любви, вы думаете о сердце. В самом деле, когда вы любите,
вы расслаблены, и благодаря этому расслаблению вас заполняет некий
покой. Этот покой возникает из сердца. Поэтому покой и любовь слились,
соединились друг с другом. Когда вы любите, вы спокойны; когда не
любите, испытываете беспокойство. По причине этого покоя сердце
стали связывать с любовью.
Итак, вы можете поступить двояко. Вы можете искать любви - и тогда,
время от времени, испытывать покой. Но это опасный путь, потому
что тот, кого вы любите, станет для вас более значительным, чем
вы. Другой - это другой, и вы попадаете к нему в определенную зависимость.
Вот почему любовь будет иногда давать вам покой, но далеко не всегда.
Будет много беспокойства, много мучений и страха от неизвестности,
ибо появился другой, а когда появляется другой, тут же возникает
беспокойство, и происходит это потому, что вы можете встретиться
с другим только на своей поверхности, и эта поверхность придет в
беспорядок. Лишь изредка - когда вы оба будете пребывать в глубокой
любви без конфликтов - лишь изредка вам удастся расслабиться, и
тогда ваше сердце будет сиять покоем.
Любовь способна дать только
проблески покоя, но никакой основательности, никакой укорененности
в покое дать не может. Вечный покой через любовь невозможен - только
проблески покоя. А между двумя проблесками пролягут долины конфликта,
насилия, ненависти, гнева.
Другой путь - искать покой не
через любовь, а напрямую. Если вы обретете покой напрямую - и вот
метод для этого - тогда вашу жизнь заполнит любовь. Но это будет
уже совсем другая любовь. Любовь не будет собственнической; она
не будет сосредоточена на одном человеке. Она не будет ставить вас
в зависимость и делать кого-то зависимым от вас. Ваша любовь станет
милосердием, состраданием, глубоким сопереживанием.
Теперь никто, даже тот, кого
вы любите, не может причинить вам беспокойства, потому что ваш покой
укоренился, а ваша любовь как тень следует за вашим внутренним покоем.
Все обернулось в другую сторону. Будда тоже любит, однако его любовь
не является мучением. Если вы любите - вы будете страдать, если
не любите - тоже будете страдать. Если вы не любите, вы будете страдать
от отсутствия любви; если любите, будете страдать от ее присутствия.
Вы пребываете на поверхности, и все, что бы вы ни сделали, доставит
вам лишь временное удовлетворение, а затем снова - темная долина.
Сердце по своей природе является
источником покоя, поэтому вы ничего не создаете. Вы просто приходите
к источнику, который уже существует. А воображение поможет вам осознать,
что сердце полно покоя, хотя самого покоя воображение не создаст.
Вот в чем разница между тантрой и западной школой гипноза: гипнотизеры
считают, что при помощи воображения вы что-то создаете; тантра же
считает, что вы ничего не создаете: воображение настраивает вас
на что-то такое, что уже существует. Все, что вы можете создать
при помощи воображения, не будет долговечным. А если что-либо нежизнеспособно,
значит, оно фальшиво, нереально, и значит, вы творите галлюцинацию.
Испробуйте эту технику: когда
вы почувствуете, что между двумя подмышками вас наполняет покой,
что он пропитывает ваш сердечный центр, мир покажется вам иллюзорным.
Но если мир представляется иллюзорным, это верный признак того,
что вы вошли в медитацию. Не надо думать, что мир иллюзорен; думать
так нет необходимости - вы почувствуете это. Внезапно у вас в уме
возникнет вопрос: "Что случилось с миром?" Мир станет вдруг призрачным,
похожим на сон. Мир есть, но он лишен субстанции, подобно фильму
на экране. Мир может казаться вам реальным, трехмерным, - но при
этом он выглядит так, будто его проецируют. И не то, чтобы кто-то
его проецировал или он действительно был нереальным - нет. Мир реален,
но вы создаете дистанцию, и дистанция эта становится все больше
и больше. И вы, руководствуясь своим ощущением мира, чувствуете,
становится эта дистанция больше или нет. Это и есть критерий. То,
что мир нереален, является не истиной, а критерием медитации. Если
мир стал нереальным, значит вы сцентрировались в своей сущности.
Теперь поверхность и вы так далеки друг от друга, что вы можете
смотреть на поверхность как на что-то объективное, отличное от вас.
Вы не отождествлены.
Техника эта очень проста и не
отнимет у вас много времени. При выполнении этой техники случается
так, что уже первое ваше усилие откроет ее красоту и чудодейственность.
Так что попробуйте. Однако если первая попытка ничего не даст, не
расстраивайтесь. Наберитесь терпения и продолжайте. Эта техника
так проста, что вы можете проделывать ее в любое время. Можно делать
ее вечером, лежа в постели; утром, сразу же после пробуждения. Сделайте
ее и вставайте, вполне достаточно десяти минут утром или десяти
минут вечером, перед сном. Сделайте мир нереальным, и ваш сон будет
глубоким - раньше, возможно, вы так и не спали. Если мир, перед
тем как вам заснуть, становится нереальным, то и сновидений будет
меньше: зачем им быть, если сам мир стал сновидением? А если мир
утрачивает реальность, значит, вы полностью расслабились, в противном
случае реальность мира продолжает нападать на вас и наносить вам
удары.
Насколько мне известно - а я
советовал выполнять эту технику многим людям, страдающим бессонницей,
- она приносит существенную пользу. Если мир нереален, напряжение
исчезает. Если вам удалось уйти с периферии, значит, вы вошли в
глубокое состояние сна - еще до того, как пришел сон, вы уже глубоко
в него погрузились. А утром вы прекрасно себя чувствуете - бодры,
юны, ваша энергия вибрирует и возвращается назад, из центра на периферию.
В тот момент, когда вы осознаете,
что проснулись, не открывайте глаза. Сначала сделайте следующее:
тело после ночи расслабилось, вы чувствуете себя бодрым и полны
жизнью, поэтому проделайте в течение десяти минут этот эксперимент
и только потом открывайте глаза. Расслабьтесь. Это не займет много
времени - вы уже расслаблены. Просто расслабьтесь. Поместите свое
сознание в сердце, как раз между двумя подмышками: почувствуйте,
что ваше сердце исполнено глубокого покоя. Десять минут пребывайте
в этом покое, затем откройте глаза. Мир предстанет перед вами совершенно
другим, потому что ваши глаза тоже будут излучать покой. Весь день
вы будете чувствовать себя по-новому - и не только чувствовать,
люди тоже будут относиться к вам по-новому.
Во все взаимоотношения вы что-то
вкладываете. Если же вы ничего не вкладываете, люди начинают относиться
к вам по-другому, потому что они чувствуют, что вы - другой человек.
Они могут этого и не осознавать. Однако если вы будете исполнены
покоя, все будут относиться к вам по-другому. Они будут любящими
и приветливыми, будут меньше сопротивляться, будут открытыми и близкими.
Как будто появился какой-то магнит. Этот магнит - покой. Когда вы
пребываете в покое, люди приближаются к вам; когда лишены покоя,
вы всех от себя отталкиваете.
Это явление настолько материально,
что его нетрудно увидеть. Когда вы пребываете в покое, вы почувствуете,
что каждый хочет к вам приблизиться, потому что вы его излучаете,
он вибрирует вокруг вас. Покой волнами распространяется вокруг вас,
и всякий, кто приближается к вам, хочет оказаться к вам еще ближе
- это напоминает тень дерева: вам хотелось бы войти в эту тень и
расслабиться в ней.
"Когда чувства поглощены
сердцем, достигни центра лотоса"
Так что же нужно делать в этой
технике? "Когда чувства поглощены сердцем..." Попробуйте! Это можно
сделать по-разному.
Вы прикасаетесь к кому-то; если
это человек, ориентированный на сердце, прикосновение немедленно
достигнет вашего сердца, и вы почувствуете определенное качество.
Если вы возьмете за руку человека, который ориентирован на голову,
его рука будет холодной - не просто холодной, но само ее качество
будет холодным. Рука будет как бы омертвелой. Если же человек ориентирован
на сердце, вы почувствуете в его руке тепло. Его рука сольется с
вами. Вы почувствуете, что из его руки нечто течет к вам, и произойдет
встреча - передача тепла.
Это тепло исходит из сердца.
Оно никогда не исходит из головы, потому что голова холодна, равнодушна,
занята подсчетами. Сердце же теплое, оно считать не умеет. Голова
думает о том, как бы побольше взять, сердце же старается побольше
дать. Это тепло есть дар - дар энергии, дар внутренних вибраций,
дар жизни. Вот почему вы чувствуете в нем особое качество. Если
человек действительно обнимает вас, вы почувствуете глубокое с ним
слияние.
Прикоснитесь! Закройте глаза;
прикоснитесь к кому-нибудь или к чему-нибудь. Прикоснитесь к своей
возлюбленной или к любимому, прикоснитесь к ребенку, к матери, к
другу, прикоснитесь к дереву или к цветку, прикоснитесь к земле.
Закройте глаза и почувствуйте связь своего сердца с землей или со
своей возлюбленной. Почувствуйте, что ваша рука - это сердце, которое
протянулось, чтобы прикоснуться к земле. Пусть ощущение прикосновения
будет связано с вашим сердцем.
Когда вы слушаете музыку, не
слушайте ее головой. Забудьте про голову, почувствуйте себя безголовым.
Никакой головы вообще нет. Хорошо бы иметь в спальне свой портрет,
на котором вы изображены без головы. Концентрируйтесь на нем: вы
без головы; не позволяйте голове появляться. Слушая музыку, слушайте
ее сердцем. Почувствуйте, как музыка входит в сердце, позвольте
своему сердцу вибрировать вместе с ней. Свяжите свои чувства с сердцем,
а не с головой. Проделайте это со всеми чувствами и все сильнее
ощущайте, как каждое чувство входит в сердце и растворяется в нем.
"Когда чувства поглощены
сердцем, достигни центра лотоса"
Сердце - это лотос, чувства
- раскрытие лотоса. Прежде всего, попытайтесь связать свои чувства
с сердцем. Второе: всегда думайте, что каждое чувство достигает
глубины сердца и поглощается им. Если оба эти момента будут выполнены,
тогда чувства начнут помогать вам: они поведут вас к сердцу, и ваше
сердце станет лотосом.
Этот лотос сердца даст вам центрирование.
А если вам известен сердечный центр, то опуститься из него в центр,
где расположен пупок, совсем нетрудно. Очень даже легко! Сутра,
собственно, об этом и не упоминает, в этом нет необходимости. Если
вы действительно поглощены сердцем, если разум перестал действовать,
тогда вы опуститесь вниз. Из сердца имеется канал к пупку. Лишь
из головы к пупку идти трудно. Или вы оказались между сердцем и
головой, в этом случае идти к пупку тоже трудно. Как только пупок
поглощает вас, вы ощущаете, что выпали за пределы сердца. Вы опустились
в центр, где расположен пупок, в самый главный, первоначальный центр.
Если вы - человек, ориентированный
на сердце, этот метод окажется для вас очень полезным. Только помните,
что все стараются обмануть себя, называя себя ориентированным на
сердце. Каждый рад видеть в себе страстно любящего человека, чувствительный
тип, ибо любовь столь великая потребность, что никто не в силах
оставаться спокойным, обнаружив, что у него нет любви, нет любящего
сердца. Поэтому все предпочитают обманывать себя и верить в свою
любовь, однако вера здесь не поможет. Взгляните на себя беспристрастно,
как будто смотрите на кого-то другого, и только тогда делайте вывод
- вам нет нужды обманывать самого себя, это бесполезно. Даже если
вы обманете себя, технику медитации вам не обмануть. И тогда, выполняя
эту технику, вы обнаружите, что ничего не происходит.
Сердечная медитация Атиши
Атиша - не философ; он сиддха
Будда. То, о чем он говорит - не какие-нибудь умственные спекуляции,
но ясные четкие инструкции, дающиеся только тем, кто готов к странствию
в Неизвестное.
"Тренируйся в одновременном
объединении, посылании и вбирании. Делай это, оседлав дыхание".
Начинайте быть сострадательными.
Метод этот заключается в том, что когда вы вдыхаете - слушайте внимательно,
это один из величайших методов! - когда вы вдыхаете, думайте, что
вдыхаете все горести всех существ мира. Весь мрак, все отрицательное,
весь ад, существующий повсюду, вы вдыхаете в себя. Пусть все это
поглотится вашим сердцем.
Вы, вероятно, читали или слышали
о так называемых философах-позитивистах Запада. Они утверждают прямо
противоположное - но сами не ведают, что говорят. Они говорят: "Когда
вы выдыхаете, выбрасывайте наружу все свое горе, все негативное.
А когда вдыхаете, вдыхайте радость, позитивное, счастье, веселье".
Метод Атиши прямо противоположен:
когда вы вдыхаете, вдыхайте все горе и страдание всех существ мира
- прошлого, настоящего и будущего.
А когда выдыхаете, выдыхайте
всю радость, все блаженство, все благословение, которые у вас есть.
Выдыхайте, изливайте себя в бытие. Это метод сострадания: впитывайте
страдание и изливайте блаженство.
Если вы будете это делать, вы
будете поражены. В тот момент, когда вы вбираете в себя страдания,
они перестают быть страданиями. Сердце тотчас же преобразует энергию.
Сердце - преобразующая сила: впитывайте горе, оно преобразуется
в блаженство, а затем изливайте его.
Узнав, что ваше сердце может
совершить это волшебство, это чудо, у вас возникнет желание проделать
его снова и снова. Попробуйте. Это один из самых практичных и простых
методов, он приносит немедленные результаты. Проделайте его сегодня,
и вы сами в этом убедитесь.
Начинайте
с себя
Атиша говорит: "Прежде чем
вы сумеете проделать это со всем бытием, необходимо начать с себя".
Это один из главных секретов внутреннего роста. Вы не можете сделать
с другими ничего такого, чего прежде не сделали с собой. Вы можете
причинять боль другим, если причиняете боль себе; будете раздражать
других, если раздражаете себя; можете приносить блаженство другим,
если приносите блаженство себе.
Все то, что вы можете сделать
с другими, вы должны сначала сделать с собой, ибо это единственное,
чем вы можете поделиться. Поделиться можно только тем, что у вас
есть, нельзя поделиться тем, чего у вас нет. Атиша говорит: "Начинай
развивать вбирание с себя". Прежде чем начать вбирать все страдание
мира и поглощать его в сердце, начните с собственного страдания.
Не спешите в глубокое море, сначала научитесь плавать на отмели.
Если же вы немедленно начнете вбирать страдание всего бытия, то
это останется всего-навсего теорией. Оно не будет реальным, оно
не может быть реальным. Это будут одни слова.
Вы можете заявить себе: "Да,
я вбираю страдание всего мира", - но что вам известно о страдании
всего мира? Вы не испытали даже собственного страдания.
Мы привыкли избегать страдания.
Если вам плохо, вы включаете радио или телевизор, и у вас появляется
занятие. Чтобы забыть страдание, вы читаете газету, или собираетесь
в кино, или идете к своей любовнице или любовнику. Вы отправляетесь
в клуб или идете на базар за покупками, чтобы хоть как-то удержать
себя от самого себя, чтобы не видеть свою рану, чтобы не смотреть
на то, какую она причиняет боль.
Люди привыкли избегать себя.
Что они знают о страдании? Как они могут думать о страдании всего
бытия?
Вы должны начать с себя. Если
вы ощущаете себя несчастным, пусть это станет вашей медитацией.
Сидите безмолвно, закройте двери. Как можно острее почувствуйте
страдание. Почувствуйте боль. Кто-то вас оскорбил: лучший способ
избежать боли - пойти и оскорбить этого человека, то есть придумать
себе занятие. Это не медитация.
Если кто-то оскорбил вас, будьте
благодарны ему за то, что он предоставил вам возможность почувствовать
глубокую рану. Он вскрыл в вас рану. Она, возможно, создана многочисленными
оскорблениями, которые вы испытали за всю свою жизнь; причина вашего
страдания, возможно, вовсе не в этом человеке, он только нажал спусковой
крючок, и процесс начался.
Закройтесь в своей комнате,
сидите безмолвно, не испытывая гнева на этого человека, но полностью
осознавая нарастающее в вас чувство - чувство обиды за то, что вас
отвергли, за то, что оскорбили. И тогда вы будете поражены тем,
что дело вовсе не в этом человеке: в вашей памяти начнут оживать
все мужчины, все женщины, все люди, которые когда-либо оскорбили
вас.
Вы начнете не только вспоминать
их, но и вызывать их к жизни. Вы окажетесь, как бы в своеобразной
терапевтической группе.
Переживайте обиду, испытывайте
боль, не избегайте их. Вот почему при многих видах терапии, пациента
просят не принимать наркотиков до начала процесса и делают это по
той простой причине, что наркотики - способ бегства от своего страдания.
Наркотики не позволяют вам увидеть ваши раны, они подавляют их.
Наркотики не позволяют вам погрузиться в страдание, а до тех пор,
пока вы не погрузитесь в страдание, вы не сумеете освободиться от
него.
Это вполне научно - войдя в
терапевтическую группу, отказаться от всех наркотиков и, если возможно,
даже от таких, как кофе, чай, курение, потому что все это - разновидности
бегства.
Замечали ли вы одну вещь? Всякий
раз, когда вы нервничаете, вы тотчас же закуриваете. Это способ
преодолеть нервозность, - вы начинаете заниматься курением. Фактически
это возврат в детство. Курение позволяет вам снова почувствовать
себя беззаботным и безответственным младенцем, ибо курение это не
что иное, как символическая грудь. Горячий дым, вдыхаемый вами,
возвращает вас в те дни, когда вы сосали материнскую грудь, глотали
теплое молоко: теперь грудным соском стала сигарета. Сигарета -
символ грудного соска.
Возврат в детство помогает вам
избежать ответственности и боли, присущих взрослому человеку. Для
этой же цели используют многочисленные наркотики. Современный человек
злоупотребляет наркотиками, как никогда, поскольку современный человек
невероятно страдает. Без наркотиков такие сильные страдания вынести
невозможно. Наркотики создают преграду; удерживая вас в наркотическом
состоянии, они притупляют вашу чувствительность и не позволяют знать
о своей боли.
Первым делом необходимо закрыть
дверь своей комнаты и прекратить любые занятия: смотреть телевизор,
слушать радио, читать книгу. Прекратите любые занятия, потому что
это утонченный наркотик. Оставайтесь безмолвным, одиноким. Даже
не молитесь, это тоже наркотик, вы находите себе занятие, начинаете
разговаривать с Богом, начинаете молиться, убегаете от себя.
Атиша говорит: "Будь собой".
Какую бы боль, какое бы страдание это ни причиняло, пусть так и
будет. Сначала испытайте это во всей полноте и силе. Вам будет трудно,
мучительно: вы можете заплакать как ребенок или начнете кататься
по земле, испытывая сильнейшую боль, ваше тело, возможно, будет
корчиться в конвульсиях. Вы можете внезапно осознать, что боль не
только в вашем сердце, что она во всем теле - что все тело испытывает
боль, что оно болит повсюду, что все ваше тело - не что иное, как
боль.
Если вы сможете почувствовать
эту боль - а это чрезвычайно важно - тогда начните ее впитывать.
Не отбрасывайте ее. Это очень ценная энергия, не отбрасывайте ее.
Впитывайте ее, пейте, принимайте, радушно приглашайте к себе, будьте
благодарны ей. Скажите себе: "На этот раз я не буду ее избегать,
я не буду ее отбрасывать. На этот раз я испью ее, приму ее как гостя.
На этот раз я усвою ее".
Возможно, у вас уйдет несколько
дней на то, чтобы достичь этого, но в тот день, когда это случится,
вы внезапно наткнетесь на дверь, через которую пойдете действительно
далеко. В вашей жизни началось новое путешествие, вы двигаетесь
в новый вид бытия - когда вы принимаете боль, нигде ее не отвергая,
ее энергия и ее качество меняются. Это уже не боль.
И тогда приходишь в изумление,
не в силах поверить случившемуся, так оно невероятно. Невозможно
поверить в то, что страдание преобразуется в экстаз, что боль становится
радостью.
Работа как медитация
Когда бы вы ни чувствовали,
что вы в неважном настроении и не расположены работать, перед тем
как приступить к работе, в течение 5 минут делайте глубокий выдох.
Чувствуйте, как с каждым выдохом вы изгоняете плохое настроение,
и вы будете удивлены тем, что за 5 минут вы вдруг вернетесь к нормальному
настроению, а плохое исчезнет, тьмы больше не будет.
Если вы можете превратить свою
работу в медитацию, это наилучшее. Тогда медитация никогда не будет
в конфликте с вашей жизнью. Все, что бы вы ни делали, может стать
медитативным. Медитация - не нечто отдельное, она часть жизни. Она
совсем как дыхание, как вы вдыхаете и выдыхаете, вы так же и медитируете.
И это - всего лишь перенос ударения, ничего больше не нужно делать.
То, что вы делали неаккуратно,
начинайте делать внимательно. То, что вы раньше делали ради каких-то
результатов, например денег, все о'кей, но вы можете сделать их
добавочным феноменом. Деньги - это не плохо, и если ваша работа
дает вам деньги, хорошо. Деньги нужны, но они еще не все. И если
между делом вы можете получить гораздо больше удовольствий, зачем
их упускать? Они бесплатны. Внеся в свою работу любовь, вы получите
многое другое, то, что вы иначе утрачиваете.
Искусство - это медитация; любой
вид активности становится медитацией, если вы в нем полностью утрачиваете
себя, так что не оставайтесь простым техником. Если вы просто техник,
тогда живопись никогда не станет медитацией; вы должны совершенно
в ней обезуметь, сойти с ума, полностью утратить себя, не зная куда
вы идете, не зная, что вы делаете, не зная, кто вы есть. Это состояние
незнания будет медитацией. Дайте ей произойти. Картину нужно не
рисовать, а только позволять ей случиться. Я не имею в виду, что
вы просто ленитесь, нет, тогда она никогда не случится. Вы должны
стать одержимы ею, вы должны стать очень-очень активны, и все же
ее не делать... В этом то вся и загвоздка, в этом весь фокус; вы
должны стать активным - и все же не быть делателем.
Вам не нужно оставаться, вы
должны полностью исчезнуть в вашей работе - в вашей картине, в вашем
танце, в дыхании, в пении. Вы должны потеряться. Что бы вы ни делали,
вы должны полностью потеряться в неконтролировании.
Медитацией может быть все что угодно
Секрет здесь таков: деавтоматизация.
Если вам удастся деавтоматизировать свою деятельность, тогда вся
ваша жизнь станет медитацией. Тогда самая простая вещь - принятие
душа, вкушение пищи, разговор с приятелем - становится медитацией.
Медитация - это качество; она может быть привнесена во все что угодно.
Медитация не есть какое-то особое действие, хотя многие так считают.
Люди думают, что медитация -
это какое-то особое действие: сидеть, обратив лицо на восток, повторять
определенные мантры, возжигать особый сорт благовоний, делать то
или это в определенное время, определенным способом, с определенными
жестами. Ничего общего со всем этим медитация не имеет. Это все
- способы автоматизировать медитацию, а медитация против автоматизма.
Если вы остаетесь бдительными,
тогда любой вид деятельности - это медитация, тогда любое движение
принесет вам огромную пользу.
Бег
трусцой и плавание
Естественно и легко бдительность
сохраняется, когда вы двигаетесь. Если вы просто молча сидите, вас,
естественно, клонит ко сну. Если вы лежите в кровати, вам очень
трудно оставаться бдительным, потому что вся ситуация помогает вам
заснуть. Зато в движении вам не заснуть, ваши действия оказываются
более бдительными. Главное - не позволить движению стать машинальным.
Научитесь сплавлять воедино
свое тело, ум и душу. Найдите такие сферы деятельности, где сумеете
действовать как единое целое.
Такое случается с бегунами.
Возможно, вам и в голову не приходило, что бег может стать медитацией,
однако бегуны нередко испытывают потрясающее переживание медитации.
Для них это полная неожиданность, ничего подобного они не ожидали
- кто же подумает, что бегун способен почувствовать Бога? Но, тем
не менее, такое случается. Сейчас бег постепенно становится новым
видом медитации. Она может случиться во время бега.
Если вы когда-нибудь занимались
бегом, если вы наслаждались бегом ранним утром, когда воздух свеж
и чист, а весь мир покидает царство сна и пробуждается - вы бежите,
ваше тело отлично действует, свежий воздух, новый мир рождается
из ночной темноты, все вокруг поет, вы чувствуете себя таким живым...
и вот приходит момент, когда бегун исчезает и остается только бег.
Тело, ум и душа начинают действовать одновременно; внезапно высвобождается
внутренний оргазм.
Бегуны иногда переживают "четвертое",
турию, но не понимают этого: они думают, что просто наслаждались
бегом, что был прекрасный день, что их тело здорово, а мир прекрасен,
и все это вызвало у них определенное настроение. Они не обращают
внимания, что именно произошло, но и в этом случае, насколько мне
известно из собственного опыта, бегуны ближе к медитации, чем кто-либо
другой.
Бег трусцой может принести огромную
пользу, плавание может принести огромную пользу. И то, и другое
необходимо преобразовать в медитационные методы.
Отбросьте свои старые представления,
будто бы сидеть под деревом в йогической позе - и есть медитация.
Это лишь один из путей, который кому-то подходит, а кому-то нет.
Для ребенка, например, это не медитация, а просто пытка. Для молодого
человека, живого и подвижного, это не медитация, а подавление.
Бегайте по утрам. Начните с
полумили, затем пробегайте милю и, наконец, увеличьте расстояние
до трех миль. Бегите всем телом; не бегайте так, будто на вас надели
смирительную рубаху. Бегите, как бегают дети, бегите всем телом
- руками, ногами. Дышите глубже, дышите животом. После бега сядьте
под дерево, отдыхайте, потейте. Пусть ваше тело овевает легкий ветерок,
почувствуйте умиротворение. Все это очень вам поможет.
Иногда, сняв обувь, просто стойте
на земле и ощущайте прохладу, мягкость, тепло. Ощущайте все то,
что земля готова дать вам, и позвольте этому протекать через себя.
А свою энергию устремите в землю. Установите связь с землей.
Если вы установите связь с землей,
вы установите связь с жизнью. Если вы установите связь с землей,
вы установите связь со своим телом. Если вы установите связь с землей,
вы обретете особую чувствительность, вы станете центрированным,
- а это как раз то, что вам необходимо.
Не становитесь специалистом
по бегу, оставайтесь любителем - тогда вы будете хранить бдительность.
Если вы вдруг почувствуете, что бег стал автоматическим, бросьте
его, займитесь плаванием. Если и оно станет автоматическим, попробуйте
танцевать. Главное помнить, что движение - это всего лишь ситуация,
вызывающая осознавание. Пока движение создает осознавание, оно полезно,
когда перестает создавать его, от него нет никакой пользы. Тогда
перейдите к другому виду движения, где вам снова придется быть бдительным.
Не позволяйте никакому виду деятельности становиться автоматическим.
Курение
Ко мне пришел один человек.
Он тридцать лет курил не прекращая, потом заболел, и врачи сказали
ему: "Вы никогда не выздоровеете, если не бросите курить".
Но он был заядлым курильщиком и ничего не мог с собой поделать.
Он пытался бросить курить - нельзя сказать, что не пытался: он прилагал
огромные усилия и при этом очень страдал; он не курил день, два,
после чего им овладевало такое ужасное желание курить, что оно сметало
прочь его силу воли, и он снова принимался за старое.
Из-за своего курения он утратил
всякое чувство уверенности; он потерял всякое уважение к себе; считал
себя самым ничтожным человеком в мире. Он ни во что себя не ставил.
И вот он пришел ко мне.
Он сказал:
- Что мне делать? Как мне бросить
курить? Я ответил:
- Вы не сможете бросить курить.
Вы должны это понять. Курение зависит не только от вашего решения.
Курение вошло в мир ваших привычек, оно пустило свои корни. Тридцать
лет - большой срок. Курение пустило корни в ваше тело, в вашу химию,
оно проникло буквально во все. Решение вашей головы здесь не поможет,
ваша голова ничего сделать не в силах. Голова бессильна; она может
начать какое-то действие, но не может просто так его прервать. Но
поскольку вы начали курить давно и курили так долго, вы стали великим
йогом - вы тридцать лет практиковали курение! Оно стало автономным,
вам нужно только деавтоматизировать его.
- Что вы подразумеваете под
"деавтоматизацией"? - спросил он. А деавтоматизация - это и есть
сущность медитации. Я сказал:
- Сделайте следующее: забудьте
о том, что хотите бросить курить. Никакой нужды бросать курить нет.
В течение тридцати лет вы курили и жили; конечно, это причиняло
вам некоторое страдание, но вы к нему привыкли. Неужели так важно,
что с курением вы проживете на несколько часов меньше, чем, если
бы не курили? Как бы вы здесь поступили? Что бы сделали? Какая разница
- умрете вы в понедельник, вторник или в воскресенье, - в этом году
или следующем - неужели это так важно?
- Пожалуй, вы правы, - сказал
он, - это не важно.
- Забудьте об этом, - продолжал
я, - вы вовсе не обязаны бросать курить. Наоборот, вы должны свое
курение понять. Превратите курение в медитацию.
- Медитацию? - удивился он.
- Да, - сказал я. - Если люди
дзен сделали медитацию из чаепития, превратили его в церемонию,
то чем хуже курение? Курение может стать прекрасной медитационной
техникой.
Мои слова его поразили. Он воскликнул:
- Что вы говорите! Он весь превратился
в слух!
- Медитационная техника, - сказал
он, - скорей расскажите мне о ней, я сгораю от нетерпения!
И я дал ему эту технику. Я сказал:
- Сделайте следующее. Когда
достаете из кармана пачку сигарет, делайте это медленно. Наслаждайтесь
этим и никуда не спешите. Будьте сознательным и бдительным; доставайте
пачку медленно, с полным осознаванием. Затем выньте из пачки сигарету,
тоже с полным осознаванием, медленно, не как раньше - быстро, бессознательно,
машинально. Постучите сигаретой по пачке, но сделайте это очень
бдительно. Прислушайтесь к этому звуку точно так же, как делают
дзен-буддисты, когда чайник начинает кипеть, чай булькать... и распространяется
аромат. Затем вдохните аромат сигареты и почувствуйте всю ее красоту...
- Что вы говорите? - спросил
он. - Красоту?
- Да, красоту. Табак так же
божественен, как и все остальное. Вдохните аромат сигареты, - это
Божественный аромат. Видно было, что он удивлен. Он сказал:
- Не может быть! Вы, наверное,
шутите?
Нет, я не шутил. Даже когда
я шучу, я вовсе не шучу. Я - очень серьезный человек.
- Затем с полным осознаванием
возьмите сигарету в рот и с полным осознаванием закурите. Наслаждайтесь
каждым своим движением, каждым жестом, разделите этот процесс на
возможно большее количество действий, это поможет вам стать более
сознательным.
Выпустите первое облако дыма:
это Бог в виде табачного облака. Индусы говорят: "Аннам Брахм" -
"Пища это Бог". А почему не дым? Все есть Бог. Как можно глубже
наполните свои легкие - это пранаяма. Я даю вам новую йогу для новой
жизни! Выпустите облако дыма, расслабьтесь, еще одно облако - только
проделывайте это очень медленно.
Если вы проделаете все это,
вы будете удивлены, - вскоре вы обнаружите всю глупость курения.
Но не потому, что другие сказали, что оно глупо или вредно. Вы сами
это увидите. И ваше видение будет не только интеллектуальным. Оно
будет исходить из вашей целостной сущности, будет видением вашей
цельности. И вот однажды, если курение прекратится, то оно прекратится;
если же оно продолжится и дальше, то оно продолжится. Не нужно об
этом беспокоиться.
Через три месяца он пришел и
сказал:
- Оно прекратилось.
- Теперь, - сказал я, - попробуйте
проделать то же самое и с другими вещами.
Вот этот секрет, главный секрет:
деавтоматизация.
Гуляя, гуляйте медленно, внимательно.
Глядя, глядите внимательно, и вы увидите, что деревья более зеленые,
чем были всегда, и розы более красные, чем были всегда. Слушайте!
Кто-то разговаривает, сплетничает, - слушайте, слушайте внимательно.
Когда вы разговариваете, разговаривайте внимательно. Пусть все,
что вы совершаете в бодрствующем состоянии, станет деавтоматизированным.
Смех и танец
Смех выносит некоторую часть
энергии из вашего внутреннего источника на поверхность. Энергия
начинает течь, она следует за смехом подобно тени. Вы это замечали?
- когда вы смеетесь по-настоящему, в течение нескольких секунд вы
пребываете в глубоком медитативном состоянии. Мышление останавливается.
Невозможно смеяться и одновременно думать. Смех и мышление диаметрально
противоположны: вы либо смеетесь, либо думаете. Если вы смеетесь
по-настоящему, мышление прерывается. Если вы продолжаете думать,
смех будет кое-как плестись позади. Это будет уродливый смех.
Когда вы по-настоящему смеетесь,
ум внезапно исчезает. Насколько мне известно, танец и смех - это
самые лучшие, естественные, легко отворяемые двери. Если вы танцуете,
мышление останавливается. Вы продолжаете танцевать, вы кружитесь,
кружитесь, вы становитесь водоворотом - все границы, все разделения
исчезают. Вы даже не знаете, где кончается ваше тело и где начинается
бытие. Вы перетекаете в бытие, а бытие перетекает в вас; они перекрывают
друг друга. Если же вы танцуете - не управляете танцем, а позволяете
ему управлять вами, позволяете ему овладеть вами, - если вы одержимы
танцем, ваше мышление прерывается.
То же самое происходит и со
смехом. Если вы одержимы смехом, ваше мышление прерывается.
Смех - прекрасное введение в
состояние не-думания.
Указания
к выполнению медитации смех
Пробудившись утром, прежде чем
открыть глаза, потянитесь каждой частичкой своего тела, как кошка.
Спустя три-четыре минуты, по-прежнему не открывая глаз, начните
смеяться и смейтесь в течение пяти минут. Сначала вы будете принуждать
себя, но вскоре звук вашего усилия вызовет подлинный смех. Затеряйтесь
в смехе. Для этого вам понадобится несколько дней, вы к этому совершенно
не привыкли. Но вскоре смех станет спонтанным и совершенно изменит
природу вашего дня.
В Японии рассказывают историю
о смеющемся будде по имени Хотей. Все его учение ограничивалось
смехом. Он переходил с места на место, с одной базарной площади
на другую, становился в центре базара и начинал смеяться - вот и
вся проповедь.
Смеялся он захватывающе, заразительно;
это был подлинный смех, его живот сотрясался от смеха, Хотей падал
на землю и катался по ней. Собравшиеся вокруг люди тоже начинали
смеяться, смех распространялся дальше, словно волны прилива, и вот
уже всю деревню одолевал смех.
Люди с нетерпением ждали, когда
Хотей придет в их деревню, ведь он приносил им столько радости,
столько блаженства. Хотей не произносил ни одного слова, никогда.
Его спрашивали о Будде, а он смеялся; его спрашивали о просветлении,
а он смеялся; его спрашивали об истине, а он смеялся. Смех был единственным
его посланием.
Один суфийский мистик всю свою
жизнь был счастливым; никто не видел его несчастным, он все время
смеялся. Он был самим смехом, все его существо источало аромат праздника.
Он состарился, пришел день его смерти, он лежал на своем смертном
одре и, тем не менее, радовался смерти и весело смеялся. Тогда один
ученик сказал ему. "Мы поражены вами. Сейчас вы умираете. Почему
вы смеетесь? Что в этом смешного? Мы чувствуем себя такими грустными.
Много раз в течение вашей жизни мы хотели спросить вас, почему вы
никогда не грустите. Ну хотя бы теперь, глядя в лицо смерти, будьте
грустным. А вы по-прежнему смеетесь! Как вам это удается?"
И старик ответил: "Секрет прост.
Я спросил об этом у своего мастера. Когда я был молодым, я пошел
к своему мастеру; мне было всего семнадцать лет, а я был уже несчастным.
А мой мастер был стар, ему было семьдесят лет, он сидел под деревом
и смеялся безо всякой на то причины. Рядом никого не было, ничего
смешного не происходило, никто не рассказывал шуток или чего-нибудь
подобного. А он смеялся, ухватившись за живот. И я спросил его:
"Что с вами? Вы сошли с ума?"
Он ответил: "Когда-то и
я был таким же печальным, как ты. И вдруг меня осенило: "Это мой
выбор, это моя жизнь". С тех пор, каждое утро, просыпаясь, прежде
чем открыть глаза, я спрашиваю себя: "Абдулла, - так его звали,
- чего ты хочешь? Страдания? Блаженства? Что ты выберешь сегодня?
И всегда получается так, что я выбираю блаженство".
Это выбор. Попробуйте. Утром,
как только проснетесь, спросите себя: "Абдулла! Наступил еще один
день! Каковы твои планы? Что ты выберешь - страдание или блаженство?"
И разве кто-нибудь выберет страдание?
А почему? Да потому, что такой выбор неестественен - по крайней
мере, до тех пор, пока человек не начнет испытывать блаженство в
страдании, однако и в этом случае вы выбираете блаженство, а не
страдание.
Указания
к выполнению медитации танец
Исчезните в танце. Забудьте
танцора, центр эго; станьте танцем. Это и есть медитация. Танцуйте
так глубоко, чтобы совершенно забыть, что "вы" танцуете, и почувствовать,
что вы - это танец. Разделение должно исчезнуть, тогда танец станет
медитацией. Если же разделение останется, тогда танец - всего лишь
упражнение: полезное, оздоравливающее упражнение, назвать которое
духовным нельзя. Всего лишь танец. Танец, сам по себе, хорош. После
него вы почувствуете себя посвежевшим, помолодевшим. Но это еще
не медитация. Танцор должен танцевать до тех пор, пока не останется
только танец.
Так что же делать? Пребывайте
в танце тотально, потому что разделение существует лишь в том случае,
если этой тотальности нет. Если вы стоите в стороне и наблюдаете
свой собственный танец, разделение сохранится: вы - танцор, и вы
танцуете. В этом случае танец всего лишь действие, нечто, совершаемое
вами; он не есть ваша сущность. Поэтому полностью погрузитесь в
танец, пусть он вас поглотит. Не стойте в стороне, не будьте наблюдателем.
Слейтесь с танцем!
|