Центр эзотерических практик и традиций ГАРМОНИЯ
ГлавнаяРасписание работы и групп-лидерыЦентр РейкиЦентр медитаций ОшоШкола астрологииКлуб ТАРООракулНаше творчество и духовная практикаКарта сайта
.

Вадим Севрюков
О ПРАКТИКЕ И ПРОФЕССИИ АСТРОЛОГА
доклад на 1-м Конгрессе Астрологов Украины

Видео-фильм по материалам Конгресса

      Приступая к рассмотрению, с одной стороны, субъективно очевидного вопроса, с другой стороны, вопроса столь неоднозначного, если говорить об общественном мнениии, вспомним, как начинали свои трактаты по астрологии ее признанные авторитеты:
      "Во имя Аллаха милосердного и сострадательного…" - Абу Ma'шap "Краткое введение в науку о приговорах звезд".
      "Мой друг, кто бы ты ни был, ... в первую очередь, прояви уважение к своему Создателю и восхитись Им, будь смиренным и благодарным Ему, и пусть никакое естественное знание, как бы глубоко и трансцендентально оно ни было, не побуждает твой разум пренебречь святым Провидением, благодаря чьему вездесущему порядку и предназначению все на небе и земле находится в постоянном движении. Но чем более возрастает твое знание, тем более увеличивай силу и мудрость Всемогущего Бога и стремись пребывать в Его милости. Будь уверен, что чем более священно твое искусство, чем ближе оно к Богу, тем чище будет даваемое тобой суждение. Остерегайся гордыни и самообмана…" - Уильям Лилли "Христианская астрология".
      В этих простых словах: "прояви уважение к своему Создателю и восхитись Им… увеличивай силу и мудрость Всемогущего Бога и стремись пребывать в Его милости… остерегайся гордыни и самообмана…", коротко и точно выражена сама суть практики и профессии астролога. На этом можно было бы и закончить. Однако общие этические критерии могут быть очень широко интерпретированы, когда речь идет о повседневной практике. Исследования физика, химика, историка или астролога с точки зрения этики не должны принципиально отличаться и противоречить вышеупомянутому. И все же в общественном сознании астрология не стоит в одном ряду с традиционными науками.
      Мнение о том, что астрология удел лишь людей малообразованных и недобросовестных, здесь не будет учитываться на том простом основании, что астрологами были такие выдающиеся умы и признанные научные авторитеты как Пифагор, Фалес Милетский, Аристотель, Гиппарх, Гиппократ, Клавдий Гален, аль-Бируни, Ибн Сина, Роджер и Фрэнсис Бэкон, Региомонтан, Джироламо Кардано, Тихо Браге, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон, Готфрид Вильгельм Лейбниц и еще много других, может быть менее известных. Люди же нечестные или корыстные есть в любой профессии и астрология не исключение.
      Цитированные выше этические принципы, лежащие в основе астрологии, неразрывно связаны и с особенностями ее методологии. Итак, попробуем сформулировать принципы, лежащие в основе астро-логического метода, которые очевидны для астролога архаичных, античных и средних веков, но также признаются и большинством современных школ, как "мистических", так и "психологических" и даже "рациональных".
      Краеугольным принципом астрологии является "принцип единства", то есть, представление о целостности Вселенной и взаимосвязанности всех ее частей, сколь угодно крупных и сколь угодно мелких. Аналогично, целостной признается не только Вселенная, но и любой другой мир более низкого порядка: Галактика, Солнечная Система, Планета, Род Человеческий, Государство, Этнос, Семья, Человек, Атом и т.д., то есть, астрология рассматривает любой объект как "целое". Существенно также, что астрология признает все эти и другие целостности не косно-материальными, механистичными "объектами", а живыми "субъектами", обладающими как материальным телом, так и определенным "сознанием", а также свободой самовыражения. Символическим отражением представления о целостности "субъекта", для которого строится гороскоп, является рисунок гороскопа в виде замкнутого круга Знаков Зодиака и Астрологических домов (иногда этот замкнутый круг изображается в виде квадрата, что не меняет сути).
      Практическим выражением "принципа целостности" является то, что система "астролог-гороскоп-кверент" тоже является "целым", все составные части которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это значит, что "объект изучения", то есть, и сам вопрос, и кверент (тот, кто задает вопрос) неразрывно связаны как с астрологом, так и с гороскопом, то есть, методом изучения кверента или его вопроса.
      Классическая наука, напротив, принципиально разделяет исследователя и предмет исследования. Наличие любой связи между ними рассматривается как препятствие к получению "объективного" результата. То есть, результат исследования считается "ненаучным", если присутствует какое-либо влияние исследователя на объект исследования. В этом смысле астрология действительно "ненаучна" и "необъективна" или, если применять общепринятые наукообразные термины, - "экзистенциальна".
      Любые попытки совместить принцип всеобщего единства и принцип независимости объекта исследования от исследователя - это попытка совместить несовместимое.
      Из этого вытекает сразу множество следствий. Первое, на мой взгляд самое важное, - необходимо признать, что астрология "субъективна". То есть, разные исследователи могут (и даже должны!) использовать различные методики для исследования одного и того же предмета или вопроса. Во взаимосвязанной и взаимообусловленной системе

исследователь
(астролог)
методика исследования
(гороскоп)
предмет исследования
(кверент, вопрос)

      любое изменение одной части неизбежно приводит к соответствующему изменению остальных.       Поэтому астрологу (в отличие от физика или химика) не достаточно просто выучить ранее известную методику, необходимо еще модифицировать ее под свою индивидуальность. Это прекрасно знают те, кто успешно практикуют. Осознанно или неосознанно, но такую модификацию известных методов "под себя" проводит каждый астролог. Если это не сделано, то астролог никогда не станет успешным практиком.
      Такая адаптация метода "для индивидуального применения" принципиально должна быть проделана самостоятельно, потому что любой наставник будет делать эту работу "под себя", а не "под ученика".
      Это создает известные трудности для студентов, которые не понимают необходимость собственных творческих усилий для освоения метода. Можно бесконечно спорить об эффективности или неэффективности разных методик, но без понимания значения фактора "субъективности" никогда не удастся прийти к общему знаменателю. Чтобы убедиться в практическом значении этого вывода достаточно проанализировать причины "успешной" деятельности одних астрологов, и крайней "беспомощности" других.
      Еще одним важным практическим выражением "принципа целостности" является необходимость для астролога использовать в своей работе как левое, так и правое полушария мозга. В настоящее время считается, что с функциями левого и правого полушария связаны два типа мышления - абстрактно-логическое и пространственно-образное; или вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление в отличие от образного базируется на способности к продуцированию речи); аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление обеспечивает цельность восприятия); дискретное и симультанное, то есть одновременное (поскольку с помощью логического мышления осуществляется ряд последовательных операций, тогда как образное мышление обладает способностью к одномоментному восприятию и оценке объекта).
      Левополушарное мышление имеет решающее значение для людей науки, правополушарное - для людей творчества. Для астролога одинаково важны оба способа мышления. Это к вопросу о том, астрология - это наука или искусство. Ответ должен быть однозначным - и то, и другое. Перекос в какую-либо из сторон чреват односторонностью и неполнотой астрологического суждения. Очень красиво и точно эта мысль высказана в притче о жаворонке (интуиция) и орле (методика) в предисловии к замечательному учебнику Б. Брэди "Предсказательная астрология".
      Чрезвычайно важным следствием этого должно стать понимание того, что любой человек, едва приступающий к изучению астрологии, еще ничего не зная и не умея (не включен аспект "орла"), одновременно, уже все знает и может сразу дать ответ на любой вопрос (аспект "жаворонка"). Эта мысль может казаться абсурдной, если смотреть на вопрос строго научно и "логически", но все противоречия снимаются, если смотреть на вопрос "астрологически".
      К сожалению, эта действительно простая истина часто профанируется (то есть, искажается, опошляется невежественным, оскорбительным обращением). Без опоры на сильного "орла" (методы точных расчетов и скрупулезного анализа) самый искусный "жаворонок" (интуиция, синтез, чувство гармонии) не сможет достичь высокой цели - донести свой голос до слуха Создателя. Профанация всегда служит основанием для многочисленных обманов и самообманов. Это, однако, не умаляет истины.
      Среди множества других проявлений "принципа единства" здесь из-за ограничености объема можно лишь коротко упомянуть самые главные, основополагающие, не подвергающиеся сомнению ни одной из известных мне астрологических школ.
      "Принцип подобия" или аналогии - принцип отображения большого в малом, макрокосма в микрокосме - отражает способ реализации "принципа единства" в пространстве и в материальных формах: "что на Небе, то и на Земле", "что вверху, то и внизу", "что снаружи, то и внутри", "подобное притягивает подобное". Этот принцип нашел отражение в библейском тезисе о том, что человек создан "по образу и подобию Божию". Таким образом, кстати, астрология не исследует прямое физическое влияние небесных тел на земные объекты, это прерогатива физики и смежных наук. Речь идет именно о символическом отражении.
      В соответствии с этим принципом всякий человек, задающий вопрос, находит "своего" астролога. Желающий лучше понять собственную реальность - находит того, кто открывает ему глаза на сокрытое, кто служит Истине. Желающий же получить личную выгоду - соответственно, находит того, кто готов "обслужить" любого клиента, лишь бы хорошо платили или, например, хорошо хвалили. До тех пор, пока есть желающие обманываться, будут и те, кто готов за соответствующую плату обманывать.
      "Добросовестных" астрологов не должно беспокоить наличие "недобросовестных" (само понятие добросовестности есть относительное). Они есть, потому что, в соответствии с принципом подобия, должны быть. Пусть государство, обладающее инструментами подавления и ограничения, защищает корыстных граждан от себя самих и от собственной алчности.
      "Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22:21) - пусть каждый занимается своим делом: астролог служит Богу и Истине; обманщик - обманывает того, кто хочет обмануться; а государство - охраняет всеобщий порядок и равновесие, издает указы, определяет границы "дозволенного", ищет "недобросовестных" граждан и наказывает их. Астрологические сообщества, желающие взять на себя полицейские (контролирующие и регулирующие) функции государства, в поиске личных "выгод" просто забыли о своем истинном предназначении - служении Создателю.
      Как отдельный человек, так и общество в целом во все времена испытывало потребность в знании будущего, пророчестве, предсказании. А потому есть потребность в тех, через кого это пророчество осуществляется. Ученые, предсказывающие результаты экспериментов, метеорологи, предсказывающие погоду, аналитики, предсказывающие результаты выборов, экономисты, предсказывающие экономическую ситуацию, - это провидцы, которые строят основание своих прогнозов, только на знании прошлого. Но "нельзя дважды войти в одну и ту же реку" (Гераклит), ничто не повторяется буквально. Невозможно точно предсказать будущее, основываясь только на механистических, рациональных законах, банально проецируя прошлое в будущее.
      Действительно, существует "принцип цикличности", который гласит, что всякое движение, всякое изменение происходит циклично, то есть повторяется через определенное время и "ни одна звезда не уклоняется от своего пути". Разворачиваясь, любой цикл проходит через определенные стадии: начало, середину и конец. Конец одного цикла с неизбежностью переходит в начало следующего. Жизнь отдельного человека интегрирована в разнообразные цикличные процессы с периодами от миллионных долей секунды до сотен миллионов лет. Главные из них как раз и составляют предмет внимания астрологии. Но при этом часто остается за пределами внимания тот факт, что взаимная связь между циклами всегда строго недетерминирована. Так, например, солнечный год и цикл смены лунных фаз содержат не целое число солнечных суток. В этом символически выражается общий принцип неопределенности квантовой физики (в общем случае принцип неопределенности применим к каждой паре сопряженных переменных: координате и импульсу элементарной частицы, продолжительности и энергии волны; одним из важных следствий принципа неопределенности является то, что физическая вселенная существует не в детерминистичной форме, а скорее как набор вероятностей, или возможностей).
      Астролог видит картину мира целиком - не только прошлое, но и будущее проявляется через настоящее. Отдельный человек, как и государство, обладает личной судьбой, то есть индивидуальной целостностью, синхронизированной с другими целостностями. Судьба неизменна и неотвратима. Но, одновременно, человек обладает и свободой воли, свободой личного выбора. А личный выбор не может быть предугадан принципиально. В этом красота и парадоксальность Жизни: строгая предопределенность Судьбы и полная, ничем не ограниченная Свобода самовыражения. Именно принцип синхронизма примиряет предопределенность и непредугаданость: выражено может быть лишь то, что уже есть и только в определенный момент времени.
      Таким образом, предсказательная работа астролога основана не только на знании механистических законов природы - циклов, но и на понимании природы Таинства синхронизации жизни отдельного человека и Вселенной, что есть Чудо и выражает духовную природу человека.
      Так астролог, иногда сознательно, а чаще не осознавая, может выступать в роли пророка или жреца, осуществляющего священнодействие, при котором "глубинно личная воля человека принимает Божественную Благодать, то есть преисполняется сил для движения к гармонии между личностью и Вселенной, духом и плотью, человеком и Божеством" (Д. Андреев "Роза Мира". М."Эксмо", 2009г.стр.732).
      Для внешнего наблюдателя может возникнуть иллюзия, что астролог действительно "предсказывает" будущее, ставя себя выше Создателя и игнорируя свободную волю живых существ. К сожалению, иногда и сами астрологи поддаются соблазну и соревнуются друг с другом в точности "предсказания" или называют свою работу "прогнозом", подобно политическим или экономическим аналитикам. Однако, методология астрологического "предсказания" основана на принципе синхронизма.
      "Принцип синхронизма" отражает способ реализации "принципа единства" во времени, что выражается в старинных формулах: "все происходит в свой черед, ни мгновением раньше, ни мгновением позже", "сходные вещи всегда сопутствуют друг другу".
      Там, где рационально мыслящий человек не видит никакой прямой или косвенной логической связи между событиями и считает их случайным совпадением или стечением обстоятельств, там астролог видит присутствие синхронизма, особого рода причинно-следственных связей, не ограничивающихся действием лишь грубо материальных сил. На этом основаны многие практики предсказания: "на всякий прямой и своевременно заданный вопрос Сущее готово дать ответ посредством Оракула, небесного знамения или знака в виде полета птиц, узора на кофейной гуще, "случайного" расклада гадальных карт или рун". По сути, астролог не "предсказывает", а всего лишь отвечает на поставленный вопрос.
      Если вопрос возник, значит в этот же момент возник и ответ. На один вопрос - один ответ. Если вопрос недвусмысленен, то и ответ будет конкретным и однозначным. Никаких вероятностей или двусмысленностей. С другой стороны, гороскоп говорит с астрологом на "символическом" языке, допускающем определенную интерпретацию самим астрологом. Поэтому, предсказывая, астролог не должен стремиться к тому, чтобы прогноз обязательно осуществился именно в определенной форме. Здесь уместно напомнить слова прорицателя из книги П.Коэльо "Алхимик": "Будущее я не читаю, я его отгадываю, ибо оно принадлежит Всевышнему, и Он лишь в исключительных обстоятельствах приподнимает над ним завесу".
      Конечно, не всегда астрологу удается подняться духовно на такую высоту, чтобы выступить в роли священнодеятеля. Да и не всегда в этом есть необходимость. Чаще всего именно тот, кто задает вопрос, своим состоянием и духовной жаждой подвигают астролога на высокое служение. Но практически всегда астролог выступает в роли "исповедника", которому поверяются самые сокровенные мысли и планы на будущее. Это возможно только при глубоком взаимном доверии, эмпатии, то есть, способности поставить себя на место другого человека, точно определить его эмоциональное состояние, способности к сопереживанию. "Чужая жизнь не ребус, не поле битвы, а всегда загадочное неведомое Существо, которое показывается только тому, кто его заранее и безусловно любит".
      В завершение этого короткого очерка о практике и профессии астролога, хочется упомянуть еще об одном аспекте предмета, о котором часто забывают сами астрологи.
      "В действительности есть только одна игра, игра, в которой каждый из нас является актером, исполняющим свою роль. Эта игра - универсальная игра Космической Энергии, Божественная игра, присущая природе Высшего "Я". Именно этому аспекту обязан своим существованием весь феноменальный мир - мир имен и форм. Игра - это сама жизнь, энергия, проявляющаяся в мириадах мыслей, чувств и событий, проходящих перед взором личности.
      Сущность игрока заключена в его способности принять свою роль и играть. Эта сущность может войти в любую роль, но как только игрок вступает в игру, он начинает идентифицировать себя с принятой ролью и забывает о своей истинной природе. Он забывает о сущности игры, и теперь его движения определяются игральной костью, соответствующей карме.
      Есть моменты, когда солнечный свет внезапно освещает всю картину волн и потоков, составляющих течение реки, точно так же и чистый свет сознания выхватывает из тьмы структуру жизненной роли игрока. В эти моменты на первый план выходит природа и течение жизненной энергии и происходит освобождение. Игрок поднимается над привязанностью к своей роли и начинает видеть свою жизнь как часть большего целого.
      Цель этой игры в том, чтобы помочь игрокам освободиться от идентификаций и стать лучшими игроками. Эта игра служит отражением в микрокосме другой, большей игры
" (Хариш Джохари "Лила. Игра самопознания" К.: "София", 1999г. стр. 4).
      Таким образом, еще одна важная часть практики и профессии астролога в том, чтобы осознать самому и помочь осознать это своим "клиентам", что наша жизнь всего лишь Игра Всевышнего. А посему не будет лишним немного повеселиться самому и повеселить задающих вопросы. Если сам астролог и его клиенты не получают наслаждения, удовольствия от общения, то значит работа астролога выполнена не полностью. Отсюда простой вывод - нет глупых или легкомысленных вопросов, есть слишком серьезные астрологи. Искренне надеюсь, что со временем их будет все меньше и меньше.

26.01.2010г., 15:43LT.

Видео-фильм по материалам 1-го Конгресса Астрологов Украины
Источник: сайт Запорожской Школы Астрологии и Метапсихологии (www.astro-pa.ucoz.ru)

           К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ