Центр эзотерических практик и традиций ГАРМОНИЯ
ГлавнаяРасписание работы и групп-лидерыЦентр РейкиЦентр медитаций ОшоШкола астрологииКлуб ТАРООракулНаше творчество и духовная практикаКарта сайта

Стефан Арройо
ЗАМЕТКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ,
подготовка астрологов-консультантов

Взаимоотношения преподавателя и студента
Подготовка астрологов-консультантов

      Любой, кто сталкивался с американским образованием в качестве студента, преподавателя, администратора или родителя, постепенно приходит к осознанию, что наши образовательные учреждения архаичны. Не только структура обучения, но и сами предпосылки, на которых основывается вся система, требуют основательной трансформации. Многие родители сегодня настолько возмущены государственным школьным образованием, что организуют собственные "свободные" школы (часто ценой больших финансовых трудностей), чтобы их дети могли учиться и расти в здоровой атмосфере, свободной от чрезмерной состязательности и принуждения.
      Некоторые из этих людей пришли к заключению, что школа как таковая, отделенная от повседневной жизни сообщества, устарела. <...>
      Что же подразумевается под словом "образование"? Большинство людей и даже большинство словарей ограничивают его значение процессом передачи информации путем обучения, воспитания и практики. Однако глубочайшее этимологическое значение этого слова "выведение" или "извлечение". Я думаю, что мы можем предположить, что этот процесс относится к выведению человека из тьмы на свет или к извлечению сущности того, что уже есть в человеке. Следовательно, мы можем увидеть, что образование - это значительно более тонкий процесс, чем обычно предполагается. Его истинное назначение - не столько запоминание данных, чтобы учащийся стал многофункциональным человеческим компьютером, сколько уничтожение страха и направление роста осознания. Это не означает, что в современном образовании не будет места обучению техническим предметам; просто я хочу акцентировать здесь тот факт, что никакое количество технических знаний не может перевесить потребность в психологическом и эмоциональном росте человека. Если наши университеты собираются быть просто школами профессионального обучения (каковыми большинство из них является), тогда они должны быть признаны таковыми, вместо сохранения иллюзии, что их цель - поиски истины и формирование характера.
      Я полагаю, что одна из самых больших проблем нашей образовательной системы заключается в том, что школы пытаются быть всем для всех учащихся. Начальные школы пытаются выполнять обязанности приходящих нянь, учителей морали, социальных агентов, а также быть местом, где дети учатся основам общения и математическим навыкам. К этим обязанностям добавляется попытка создать специальные классы для тех эмоционально неуравновешенных ребят, чьи родители покинули их. Средние школы - неспособные больше нянчиться с подростками - обычно имеют атмосферу тюрем; за исключением нескольких особых частных школ, которые ориентированы на достижение в академических сферах, они приносят мало стимуляции и огромное разочарование своим учащимся. Колледжи и университеты, за исключением немногих частных заведений, пытаются сделать так много всего, что неизбежным результатом является хаос, о котором мы читаем в газетах. Они пытаются выполнить все от профессионального обучения и специализированной профессиональной подготовки до образования национальных меньшинств и широкомасштабных социальных программ. Я думаю, что в образовательных программах нашего общества может быть достигнуто некое подобие порядка, если мы проявим достаточную непредубежденность и обратимся к самому древнему паттерну порядка и индивидуального развития - астрологии.
      В зодиаке есть символы четырех фаз индивидуального образования. Это мутабельные знаки: Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы. (Фактически, если мы рассматриваем "образование" в его широчайшем смысле, каждый зодиакальный знак представляет фазу личностного роста и, следовательно, персонального "образования". В идеале все эти фазы роста, паттерны развития и способы существования должны приниматься во внимание любым преподавателем. Но для целей учебного и социального упорядочения фаз явного ментально-духовного роста достаточно четырех мутабельных знаков.) Эти четыре стадии индивидуального образования могут быть определены следующим образом:
      Близнецы представляют уровень первичного вовлечения в общество и достижения основного интеллектуального умения. В эту стадию развития включается формирование ребенком первых взаимоотношений со сверстниками, в кругу семьи и вне его. Эта фаза также символизирует первые попытки ребенка мыслить самостоятельно, смотреть на мир по-своему, "постигать" (через рациональные процессы) и выражать свое понимание. Следовательно, общение, ключевое слово этого знака, действует здесь как на общественном, так и на интеллектуальном уровне.
      Дева представляет период служения обществу, обучения тому мастерству, с помощью которого человек будет зарабатывать себе на жизнь, и первоначальный контакт с повседневным практическим миром напряженной работы, обязанностей и ответственности. Эта фаза персонального роста практически полностью упускается из внимания в нашем обществе. Поэтому мы имеем тысячи - даже миллионы - окончивших колледж молодых людей, которые получили диплом и испуганы осознанием, что фактически ничего не умеют делать. Высшее образование наполнило их головы значительным количеством не очень применимых и часто бесполезных идей, между тем они не приобрели никакого настоящего умения, которое поможет заработать на жизнь в реальном мире. Поскольку многие из них являются учеными или интеллектуалами любителями, им трудно вернуться от фазы высшего образования девятого дома к фазе тяжелого труда и служения шестого дома. Значительное улучшение национальной образовательной программы произошло бы в результате установления периода ученичества, непосредственно следующего за окончанием фазы Близнецов (возраст 14-16 лет). Если бы древний обряд введения в реальную жизнь был возрожден в нашей стране, многие молодые люди считали бы себя вполне удовлетворенными работой, приносящей им радость. Тогда фаза Стрельца могла бы последовать естественным образом.
      Стрелец символизирует фазу развития, естественным образом вытекающую из фазы ученичества Девы. Часто говорят, что Стрелец и девятый дом представляют "высшее образование", но в более широком смысле Стрелец символизирует достижение мастерства в выбранной человеком сфере, независимо от того, проявляется ли это как мастер-ремесленник или как работник одной из превозносимых "профессий". Это фаза индивидуального образования, в которой человек начинает оказывать заметное влияние на мир в целом, через обучение собственных учеников, публикацию плодов своего труда или установление стандартов для будущих поколений. Следовательно, эта фаза развития включает в себя как обучение (в смысле совершенствования своей работы, идеалов и характера), так и отдачу того, чему человек научился. В традиционном американском образовании мы ошибочно предполагаем, что любой, имеющий степень доктора философии, доктора медицины или другую высокую ученую степень, является знатоком своего дела. Мы упускаем из вида тот факт, что истинное мастерство приходит только после периода жесткой самодисциплины, старательного и упорного труда и постепенного развития подлинной скромности, основанной на осознании, что человек в действительности не смог бы ничего узнать без трудов его предшественников. То, что мы как можно быстрее проводим людей через всевозможные академические программы, чтобы "выпустить" множество докторов философии или докторов медицины, не означает, что мы обогащаем наше общество настоящими специалистами. Мы жертвуем качеством ради количества, просто чтобы сохранить иллюзию, что мастерство может даваться легко.
      Рыбы представляют фазу индивидуального развития, которая наступает после того, как человек завершил свою работу на благо общества, выполнил семейные обязательства и ощутил непреодолимую потребность сосредоточиться на себе, чтобы испытать наиболее утонченный и важный вид образования: воспитание духовного человека. В Индии, хотя ее традиции медленно меняются, существует основной жизненный паттерн, тесно связанный с описанными здесь четырьмя стадиями. Последняя фаза обычно характеризуется тем, что человек удаляется от мира (включая родственников) и посвящает себя духовным дисциплинам. Фаза Рыб символизирует посвящение и принесение в жертву земных привязанностей, чтобы стать каналом для проявления и осознания возвышенной истины, всеобъемлющего целого. Великий психолог Карл-Густав Юнг написал очерк под названием "Стадии жизни", в котором описал нормальный паттерн сознательного роста, очень сходный с тем, что мы здесь рассматриваем. Последняя фаза, по словам Юнга, - это явное обращение вовнутрь к духовному осознанию.

Взаимоотношения преподавателя и студента

      Астрология может помочь относиться друг к другу как к отдельным, индивидуальным личностям, в то же время сознавая, что все мы части одной вселенной, просто различные проявления одного и того же целого. Это отличие индивидуальных личностей является фактором, которым практически полностью пренебрегают в программах подготовки преподавателей. Дело в том, что большинство преподавателей (как и большинство людей) никогда по-настоящему не признает истину, что люди действительно различны. Конечно, такое признание требует определенного самопознания со стороны преподавателя. Без этого признания различий людей преподаватель будет подсознательно налагать собственные пристрастия и ожидания на учеников. Поэтому учитель Рак (т.е. знак Солнца - Рак) может ненавидеть ребенка с Солнцем в Весах или ощущать угрозу от ребенка-Овна. Это, несомненно, пагубно скажется на успехах учащегося в школе. Я сам видел множество примеров предвзятости во взаимоотношениях преподаватель-студент. Это печально наблюдать, но еще печальнее осознавать, что в наших программах подготовки преподавателей запрещен краткий курс астрологии, который мог бы смягчить многие эти проблемы.
      Поскольку большинство преподавателей не знает астрологию (которая в действительности представляет собой точный способ разделения людей по категориям и обретения перспективы межличностных отношений), они, естественно, обращаются к другим, менее точным способам разделения по категориям и оценки студентов. Основным способом оценки студентов (хотя многочисленные исследования показали вредные эффекты его применения) по-прежнему остается тест на коэффициент умственного развития (I.Q.). Студентов распределяют по категориям в соответствии с тем, насколько хорошо они способны выполнять определенные умственные действия. Тест на коэффициент умственного развития ошибочно провозглашается определяющим "интеллект" студентов, но здесь не учитывается тот факт, что есть различные виды "интеллекта". "Интеллект" - это одно из слов, подобных слову "образование", которое имеет разные значения в зависимости от конкретной цели. В сущности, хотя тесты на коэффициент умственного развития были первоначально предназначены для измерения "интеллекта", сегодня, как говорят честные специалисты в сфере психологического тестирования, они проводятся просто для того, чтобы определить, что измеряет тесты на коэффициент умственного развития. Это может звучать абсурдно, но это так! Тем не менее, многие преподаватели продолжают полагаться на эти тесты, чтобы оценить студентов. А первоначальные ожидания преподавателя в отношении успехов студента часто основаны исключительно на численном результате этих тестов!
      Изучение астрологии показывает преподавателю, что есть различные виды умственных способностей и талантов. Единственная психическая функция, которой, по-видимому, интересуются "педагоги" - это интеллект, астрологически символизируемый Меркурием. Положение и аспекты Меркурия могут ясно показать, насколько хорошо интегрирована и насколько плавно функционирует рациональная способность; рассмотрение Венеры может раскрыть артистические таланты, рассмотрение Марса - технические или инженерные способности, Нептуна - музыкальную восприимчивость и т.д. Дело в том, что различные люди достигают мастерства в различных сферах, а изучение астрологии может дать преподавателю правильный способ подхода к различным студентам. Высокоразвитый ребенок может быть настроен на более высокие уровни сознания и воображения, чем его преподаватель. Следовательно, преподавателю прежде всего необходимо признавать таланты и настройку своих студентов, а также научиться давать возможность каждому из них расти по-своему. Астрология может помочь ему в достижении этого.
      Очевидно, что никакой преподаватель не может быть всем для всех и что любой преподаватель будет иметь свои недостатки, предубеждения, симпатии и антипатии. Но важная особенность преподавателя, знающего астрологию, заключается в том, что он может обрести перспективу своих предубеждений и, следовательно, более объективно относиться к своим студентам. Я думаю, что самое важное, что должен осознавать преподаватель, - это собственную подверженность ошибкам. Если преподаватель честен в отношении своих чувств и ошибок, студент питает доверие и личное уважение ук такому преподавателю. Слова Карла-Густава Юнга выражают важную сущность трудной работы преподавателя:
      Неизбежно наступит тот день, когда то, чему учит педагог на словах, не будет больше оказывать влияние, а будет важным только то, что он собой представляет. Каждый педагог - я использую этот термин в его широчайшем смысле - должен постоянно спрашивать себя, действительно ли он воплощает свои учения в собственной жизни. Психотерапия показала нам, что в конечном счете целительный эффект на пациента оказывает не знание, не техническое умение, а личность врача. То же самое в образовании: оно включает в себя самообразование. ("Значение подсознания в индивидуальном образовании")

Подготовка астрологов-консультантов

      Любой, кто имел прямое отношение к астрологической сфере в течение последних нескольких лет, хорошо осведомлен о трудностях, возникающих всякий раз, когда какой-либо человек или группа пытается установить стандарты обучения или подготовки астрологов-практиков. Громкий протест, неизбежно раздающийся вскоре после этого, не обусловлен полностью индивидуалистическим характером астрологов, а является результатом осознания многих людей в астрологической сфере, что их конкретные методы практики вряд ли можно описать правилами, предписаниями и инструкциями. Тот факт, что существует примерно столько же различных видов астрологической практики, сколько существует астрологов, затрудняет разработку обучающей программы, набора образовательных требований или регулирующего законопоекта, который был бы справедливым для всех и всеже достаточно конкретным, чтобы служить четкой цели. Я не ставил здесь себе цели рассматривать вопрос о лицензировании астрологов-практиков и не хотел создавать впечатление, что академическая подготовка в традиционном смысле - приемлемый ответ на текущую потребность в определенных структурах или общих направлениях, которые могли бы быть полезными для студентов-астрологов и могли бы улучшить качество астрологической практики для обычной публики. В оставшейся части этой главы я просто хочу определить некоторые особые воросы, которые должны приниматься во внимание любым человеком (или группой), намеревающимся создать путь, посредством которого студенты или астрологи-новички будут развивать умение астрологического консультирования.
      Необходимо провести четкое разграничение между астрологией и астрологическим консультированием. Тогда как астрология сама по себе - это просто структура знаний, подобная любой другой сфере, которая включает в себя традиции, историю, определенные установленные технические приемы и взаимосвязи, астрологическое консультирование - это применение этой структуры знаний для практической помощи людям, чтобы они лучше осознали себя, свою жизненную структуру, творческие потенциалы и взаимоотношения. Тогда как астрологии можно научить, ее можно исследовать и подвергнуть проверке методами, которые совместимы с обычными академическими процедурами в других сферах, астрологическое консультирование - это индивидуализированное искусство, которму нельзя "научить" далее определенной точки и которое не может быть регулировано или проверено жестко-догматическими способами. Тем, кто вовлечен в астрологическую сферу в качестве исследователей, программистов, статистиков и теоретиков, не нужно обладать умением консультанта или терапевта, чтобы хорошо выполнять свою работу. Но люди, стремящиеся применить астрологические знания к определенной человеческой ситуации, не только должны быть знакомы с астрологической наукой, но также должны интересоваться психологической сферой опыта, своей способностью к личным взаимоотношениям, а также этическими вопросами, которые неизбежно возникают в любой длительной работе с людьми.
      В сентябре 1975 года в журнале Британской астрологической ассоциации была напечатана превосходная статья "Обучение астрологии". Ее автор, Дэвид Хэмблин, преподаватель университета, с большой глубиной и проницательностью рассматривает вопрос, как преподают астрологию сегодня и какой должна быть идеальная подготовка астрологов-исследователей и консультантов. В своей статье Хэмблин проводит разграничение между "астрологией" и "астротерапией" (сходное с упомянутым выше разграничением между астрологией и консультированием) и отмечает, что "в существующем курсе обучения их смешивают, поэтому ни одна из них не преподается правильно". Он указывает, что большинство астрологических курсов базируется на предположении, что завершение курса позволит студенту быть квалифицированным "астротерапевтом", заблуждение, аналогичное предположению, что сдача экзаменов на водительские права означает, что человек становится искусным и квалифицированным водителем. В сущности, он обычно только начинает развивать умение, которое приходит исключительно с опытом. Поэтому Дэвид Хэмблин говорит о том, что идеальный курс астрологии должен состоять из двух отдельных частей. В первой части будет рассматриваться только "чистая" астрология, и этой подготовки будет достаточно для исследователей, статистиков-экспериментаторов и т.д. Этот курс будет включать не только обучение традиционным астрологическим факторам и интерпретационным значениям, но также будет знакомить студента с многочисленными новшествами в этой сфере, даже с теми, которые еще не полностью разработаны и не очень широко применяются: гармониками, средними точками, солнечными возвращениями, ключевыми циклами, неподвижными звездами и планетарными картинами. В этот курс также будет включаться история развития астрологии, взаимосвязь астрологии с другими сферами исследований, тщательное знакомство с признанными авторитетами в астрологии (Радьяром, Картером, Джонсом и т.д.) и углубленное исследование методов современной психологии.
      Вторая часть курса будет посвящена тому, что Хэмблин называет "астротерапией". Он пишет: "Это должно быть по существу практическим курсом, а его цель должна заключаться в том, чтобы не просто помочь студенту интерпретировать карты рождения, а помочь ему устанавливать глубокие взаимоотношения с клиентами". В эту часть данной модели курса будут включены: мероприятия, в результате которых студент сам будет "астро-анализироваться" наставником; практические занятия по работе с клиентами под руководством наставника, которые потом будут обсуждаться и оцениваться; групповые занятия, на которых студенты будут комментировать интерпретации друг друга и умение вести беседу. Хэмблин допускает, что такой курс обучения, включая обе части, потребует гораздо больше времени и будет более дорогостоящим, чем существующие курсы, но он полагает, что все это пойдет на пользу, поскольку "выпускник" такой программы будет значительно более квалифицированным и обладающим более широкими знаниями и опытом, чем многие практикующие сейчас астрологи. Он пишет:       Сегодня можно почти так же дешево получить диплом на курсах (Британского факультета астрологических исследований), как получить полный анализ у первоклассного астролога. Мы считали бы нелепым, если бы было так же дешево стать врачем, как проконсультироваться у врача, но по некоторым причинам в астрологии аналогичная ситуация кажется менее нелепой.
      Я так подробно остановился на статье Хэмблина, потому что полагаю, что он очень ясно определил некоторые важные проблемы в сфере астрологического образования. Хотя большинство астрологов сегодня являются, главным образом, самоучками и хотя я не считаю это непременно вредным, факт заключается в том, что все большее число людей в Соединенных Штатах участвует в разнообразных образовательных прораммах, имеющих отношение к астрологии, поэтому становится все более необходимым разработать программы, которые будут ориентированы на людей, собирающихся стать консультантами (вне зависимости от того, будут ли они классифицировать себя таким образом или нет).
      Я считаю, что, хотя подготовка астрологов-консультантов не может и не должна быть жестко контролируемой или обязательно включенной в традиционные академические структуры (наполненные степенями, неуместными требованиями о признании и чрезмерно авторитарными рамками), возможность подготовки в некоторой форме должна быть легко доступной для всех серьезных студетов. Хотя астрологическому консультированию нельзя "научить" в традиционном смысле, овладение этим мастерством можно направлять, и студент извлечет пользу из поддержки людей, обладающих опытом, проницательностью и способностью к созданию честных взаимоотношений, к которым студент мог бы относиться с уважением. В любом индивидуальом искусстве не существует замены повседневным урокам, которые будут осознанны благодаря усердной практике, но также не существует замены и пониманию, которое можно обрести даже в кратком контакте с человеком, обладающим значительным опытм и пониманием. Основная цель любой программы, относящейся к астрологическому консультированию, должна быть созвучной с истинным значением слова "образование": извлечение сущности индивидуальной уникальности, внутреннего понимания, опыта и психической восприимчивости студента и направление роста осознания через выведение студента из тьмы эго игр, сомнений в себе и застенчивости. Благодаря поддержке и помощи равных ему людей и "учителей" участник такой программы может добиться роста самопознания в результате бескомпромиссного самоанализа и растущей настройки на направляющий его идеал. Не приходится говорить и о том, что этот уровень самопознания найдет позитивное отражение в работе данного человека в качестве астролога-консультанта.
      Для читателя может быть очевидным, что описанная выше практическая обучающая программа имеет связь с фазой образоваия Девы, описанная вначале этой главы. Эта фаза развития практически полностью упускается в образовательных моделях нашего общества, включая обычное астрологическое образование. Многие астрологи изучают основы (Близнецы) и сразу прыгают к преподаванию и письменной деятельности (Стрелец), не проходя через облагораживающий процесс ученичества и длительного практического опыта (Дева). Это приводит к заметному пробелу в истинных знаниях многих астрологов-преподавателей и авторов, так как они просто повторяют то, что узнали от кого-то другого, не проверив это на практике и не добавив нового понимания. Без практического опыта (Дева) Близнецы и Стрелец склонны к поверхностности и умозрительности. Астролог-преподаватель или автор должен в идеале иметь большой запас опыта, к которому он может прибегать, а не просто множество идей и идеалов, которые никогда не были проверены путем практического применения. Я надеюсь, что все астрологи и студенты, изучающие астрологию, придут к признанию потребности к интеллектуальной честности и усердной работе во время этой фазы развития Девы, либо благодаря созданной программе, либо в результате самодисциплины и терпеливой индивидуальной практики. Скромность Девы - это ценный конечный продукт таких усилий, так как мы неизбежно обнаруживаем, как мало мы реально знаем, неважно, насколько обширным может быть наш личный опыт. А эта скомность делает нас хорошими наставниками и более понимающими и непредубежденными консультантами.

      (Источник: С.Арройо. Астрология, психология & четыре стихии./Пер. с англ. - М.: ЦАИ, 1997. Гл.8)